Чилийские судьи покаялись. Кто следующий?

Национальная ассоциация судей Чили обратилась к своим согражданам с публичным покаянием. Судьи просят прощения за то, что не смогли защитить народ от произвола государства во времена 16-летней диктатуры Пиночета.

В редакционной статье «Ведомости» пишут: «Публичные извинения институтов общества и государства за деятельность в период диктатуры или отсутствие извинений отражает их отношение и к авторитарному правлению, и к своей миссии. Чилийские служители Фемиды осудили практику, когда суд отказывается от роли независимого института власти и беспристрастного арбитра и превращается в один из механизмов репрессивной машины. Такое заявление — дополнительная гарантия от повторения прошлых ошибок и преступлений. Наоборот, нежелание чиновников, судей, правоохранителей извиниться за беззакония, стремление сохранить символы, структуру и полномочия прежних репрессивных ведомств отражают попытки поставить себя выше закона, угрожают нормальному развитию общества».

Готовы ли судьи и все другие прислушаться к призыву из-за океана?

А судьи кто?

Иногда меня останавливают на улицах. Просто незнакомые прохожие. Первый вопрос всегда одинаков: «Вы ведь журналист, а можно с вами поговорить?». Дальше следует житейская, общегосударственная или даже философская история, с последующей попыткой выслушать мое мнение или получить комментарий.

Увы, нам… Чаще всего люди рассказывают о неправосудных решениях. Конечно, они не знают законов, незнакомы с судопроизводством, но наделены элементарным здравым смыслом. То, что приходится от них выслушать, заставляет поверить в то, что чуть ли не каждый приговор несправедлив. Конечно, можно все списать на обиду, на попытку оправдать своих близких, да мало ли какие аргументы у тех, кто недоволен решением суда…

Всё так, но личный опыт присутствия на судебных заседаниях, заставляет верить рассказчикам на слово. Проблема судей не нова. Еще Платон в «Федре» пишет, что «в судах решительно никому нет никакого дела до истины, важна только убедительность. А она состоит в правдоподобии…».

Но ужас современной ситуации в российских судах в том, что у обвинения зачастую нет, ни убедительности, ни даже правдоподобия. Стоит ли в этом случае ждать от судейских покаяния? Конечно, нет. От других правоохранительных органов тоже вряд ли. По моему личному убеждению полиция, следственные органы, прокуратура и суды – сиамские близнецы, имеющие единую кровеносную систему. Сожаление в другом – приговоры в судах выносятся именем Российской Федерации, т.е. именем нашего государства. И если уж мы коснулись античности, то не плохо бы перенять некоторые принципы афинской демократии. Там прокуроры и судьи избирались из граждан города простым жребием. Вот бы и нам так. Я не думаю шутить, более того уверен, что здравого смысла в судах станет больше.

Может ли каяться народ?

Если государственные институты, по-видимому, не собираются каяться перед собственным народом, за свои профессиональные преступления и ошибки, может сам народ примет на себя тяжкий крест покаяния? Увы, и в этом вопросе у различных представителей нет единства. Вот одно из распространенных мнений. Автора называть не буду, настолько оно очевидно и распространено.

«В среде российской либеральной квазиинтеллигенции давно и упорно циркулирует идея русского покаяния за советский период истории. Якобы наша нераскаянность за злодеяния большевиков, и в особенности Сталина, является, как они думают, главным препятствием общественного прогресса в России…

Разумеется, никто не верит в эту чушь, кроме представителей российской «демшизы», лично не способных вырваться из идеологического плена 90-х».

Те, кто произносит подобные речи, именуют себя патриотами. А вот с точки Адама Михника: «Патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа». Советская власть совершала преступления, и это надо признать, а мне за это стыдно. Но покаяться вместе со всем народом я не смогу, пока всё общество не созреет для покаяния.

По вере вашей воздастся вам?

Три мировые аврааимические религии: иудаизм, христианство и ислам не просто признают  покаяние, но и призывают к нему. Более того во всех трех есть понятие греха целого народа.

Например,  в исламе утверждается  Аллах, упоминая в Коране о народах, которые были уничтожены, сказал: «Каждого Мы наказали за его грех. На некоторых из них Мы наслали ураган с камнями, некоторых из них поразил страшный вопль, некоторых по Нашему велению поглотила земля, а некоторых из них Мы потопили. Аллах не был несправедлив к ним – они сами поступали несправедливо по отношению к себе».

Понятия общего греха народа есть, расплата за это тоже ожидаема, а идея совместного покаяния народа не находит подтверждения даже внутри одной конфессии.

В 1993 году  Патриарх Русской православной церкви Алексий II в день убиения царской семьи в своем послании сказал: «С сугубой молитвой и с особой болью в сердце мы вспоминаем скорбную годовщину …Грех цареубийства, происшедшего при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением и Божеского и человеческого законов, этот грех лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы, от лица всей Церкви, от лица ее чад, усопших и ныне живущих, приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи! Мы призываем к покаянию весь наш народ, всех чад ее, независимо от их политических воззрений и взглядов на историю, независимо от их отношения к идее монархии и к личности последнего Российского императора. Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно быть для нас еще одним знамением единства».

В ноябре 2009 года уже другой Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своей проповеди заявил, что призывы к всеобщему покаянию — призывы лукавые.

«Иногда нас призывают к покаянию, требуют, чтобы весь народ каялся — каялся именно сейчас, когда открылись и открываются Божии храмы, — сказал патриарх Кирилл. — Это лукавый призыв, и Церковь имеет право об этом сказать. Потому что покаяние — главное, к чему призывает Церковь, повторяя евангельские слова: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». И обращение к каждому человеку с призывом к покаянию есть наиважнейшая миссия Церкви, от которой она никогда не отступит. Но призывы ко всеобщему покаянию за то, что не совершало нынешнее поколение, — есть призывы лукавые, потому что Сам Бог, вернув нам наши святыни, показал, что Он простил наш народ».

По-видимому, русский народ более комфортно чувствует себя среди прощенных богоизбранных народов. Так тому и быть.

В заключение хочется привести размышления о покаянии  кинорежиссера Валерия Балаяна: «…Никакие уроки российской истории до сих пор не поняты, не отрефлексированы, не усвоены. А, следовательно, малообразованные российские правители будут и дальше действовать так, как будто никакой истории до них не было. Подтверждая тем самым тезис Бернарда Шоу о том, что «единственный урок истории заключается в том, что из нее не извлекаются никакие уроки».
Мне кажется, каяться за собственную историю не стоит. Как написал Пушкин Чаадаеву — «она такая, какую нам Бог ее дал». А вот понимание того, что в ХХ веке, да и нынче, многое в ней происходило и происходит от нашего собственного соучастия в зле, нашего непобедимого эгоизма и нашего скорбного равнодушия, — оно еще впереди».

Так будем ли вместе каяться?