Умер Анджей Вайда

Любители кино, жившие в Советском Союзе в 50-80-е годы прошлого века, получали кинопродукцию из Франции, Италии, Великобритании и, конечно, США, в строго дозированном виде. Но нехватку кино из капстран нашим людям с лихвой компенсировали фильмы стран социалистического лагеря – Польши, Чехословакии, ГДР, Венгрии, реже – Югославии и Румынии. И зрители знали: самые лучшие сказки и фантастику снимают в Чехословакии, полицейские детективы – в ГДР, исторические эпопеи – в Венгрии и Румынии. Но всем также было известно – самое крутое, НАСТОЯЩЕЕ кино  — это Польша.

И с конца 50-х годов на экраны страны выходили один за другим истинные шедевры  мирового кинематографа, снятые в соседней братской стране. Это были «Мать Иоанна от ангелов» и «Фараон» Ежи Кавалеровича, «Пассажирка», «Кукла» и «Рукопись, найденная в Сарагосе» Анджея Мунка, «Пан Володыевский» и «Потоп» Ежи Гофмана и целый ряд других, которые по сию пору не утратили ни своего качества, ни своей значимости.

Но над всем этим мощным архипелагом польской кинорежиссуры гордым айсбергом возвышается человек, чье имя уже давно стало символом не только польского, но и мирового кино – Анджей Вайда.

Впервые его киноленты появились в СССР практически сразу после выхода их на родине. Это были военные драмы «Канал» и «Пепел и алмаз». И сейчас, по прошествии многих лет, пересматривая, например «Пепел и алмаз», удивляешься, как тогдашняя цензура разрешила их прокат в нашей стране, и как наш целомудренный зритель воспринял всю ту кровавую жестокость ситуаций и поведения героев? Впрочем, скорее всего, разрешение на прокат выдавалось тогда исключительно по формальному признаку: поляки боролись с нашим общим врагом – немецким фашизмом, а что у них там были свои психологические заморочки, так это – свойство их характера, главное – это же борьба!

Мало кто знал, что отец Вайды, польский офицер, был в числе тех, кого расстреляли в Катыни войска НКВД в 1939 году. Но режиссер хранил эту горькую правду долгие годы, и, в конце концов, это вылилось в один из самых горьких и страшных фильмов о войне – «Катынь». Но снят он был только в 2007 году.          

Что же касается других фильмов Вайды, то наша пропаганда вскоре почуяла антикоммунистическое мировоззрение режиссера, чего он, впрочем, никогда и не скрывал, и фильмы пана Анджея стали поступать на советские экраны весьма дозировано. Так, блестящие экранизации Вайды («Бесы» по Достоевскому, «Сибирская леди Макбет» по Лескову, «Пилат и другие» по Булгакову) нашему зрителю были недоступны. Провезло только исторической драме «Пепел», поставленной по роману польского классика С. Жеромского. А уж когда Вайда стал снимать откровенно политическое кино, то даже имя его стали в нашей стране произносить с опаской. Фильмы «Человек из мрамора» и «Человек из железа» были названы антисоветскими и преданы анафеме.

Все изменила перестройка, и с конца 80-х годов фильмы польского классика можно было посмотреть и в нашей стране. Но именно тогда у нас рухнул кинопрокат, и многие произведения Анджея Вайды так и остались недоступными отечественному кинозрителю. Сейчас все перечисленные мною киноленты можно свободно посмотреть в Интернете. Но, как говорится «всякому овощу – свое время». Мы недополучили эти фильмы, и, следовательно, значительная часть мирового кинопроцесса прошла мимо нас.

Но даже в таком неполном варианте киноискусство великого польского режиссера является для нас образцом высокого мастерства и уникальной самобытности. А если учесть, что в фильмах Вайды снимались поистине выдающиеся и любимые многими поколениями зрителей артисты  — Збигнев Цибульский, Даниэль Ольбрыхский, Пола Ракса, Беата Тышкевич (бывшая некоторое время женой режиссера), то творчество пана Вайды известно и любимо в нашей стране.

Он прожил большую и яркую жизнь, и смерть в 90 лет подвела итог творчеству выдающегося художника, который навсегда войдет в историю мирового кино, и забыть фильмы которого вряд ли возможно.