«Мертвой петле» исполнилось 100 лет
9 сентября 1913 года стало днем рождения высшего пилотажа. В этот день в Киеве над Сырецким полем Петр Нестеров впервые в истории авиации совершил маневр – мертвую петлю. Полный оборот в вертикальной плоскости летчик исполнил на самолете «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» мощностью 70 л. с.
В России мертвую петлю называют также по имени исполнителя – петлей Нестерова. Петля называется правильной, если все точки ее траектории лежат в одной вертикальной плоскости.
Свое название – «мертвая» – она получила из-за того, что некоторое время была рассчитана только теоретически на бумаге и практически не выполнялась. Первые попытки выполнить эту фигуру пилотажа осуществлялись на заре авиации на самолетах, которые не выдерживали возникающих перегрузок и разрушались. Пилоты обычно не выживали. До Петра Нестерова даже горизонтальные развороты на самолетах делали без крена «блинчиком». Его заслуга в том, что он начал использовать подъемную силу крыла для маневра и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях.
Военный летчик так доверял своим расчетам, что перед выполнением «мертвой петли» даже не пристегнулся ремнями к самолету. Расчеты оказались правильными и в верхней точке петли он не выпал, как предостерегали некоторые. Центробежная сила прижимала летчика к сиденью.
В то время по инструкции в полетах на аэропланах категорически запрещались всякие крены, крутые виражи и спирали. 9 сентября 1913 года Нестеров на высоте 800-1000 метров выключил мотор и начал пикировать. На высоте около 600 метров мотор был включен, и самолет устремился вертикально вверх, потом на спину, описал петлю и пошел в пике. Мотор снова выключился, самолет выпрямился и плавно приземлился.
Мнения профессионалов и наблюдателей 100 лет назад разделились. Одни называли маневр военного летчика безрассудством, другие – открытием в авиации. Киевское товарищество воздухоплавания и научно-техническое общество во главе с генерал-майором Вербицким решили выдать Нестерову золотую медаль за «первое в мире удачное решение, с риском для жизни, вопроса об управлении аэропланами при вертикальных кренах». Такую же медаль получил от общества только профессор Жуковский.
Вскоре и другие авиаторы, у нас и за границей, начали выполнять «мертвые петли». Но есть в истории и факты, которые оспаривают первенство Нестерова. Во Франции и ряде других западноевропейских стран принято считать, что автором первой мертвой петли был французский пилот Адольф Пегу, выполнивший трюк 6 сентября 1913 года на самолёте Blériot XI. Пегу был довольно популярным летчиком, известным своим шоу, в то время как Нестеров – малоизвестный военный. В России считается, что Пегу выполнил не «мертвую петлю», а S-образную фигуру, на короткое время оказавшись головой вниз.
Источник: wikipedia.org, calend.ru