Il Foglio: Путин стремится восстановить идентичность нации
Внешняя политика страны во многом обусловлена ее историей, культурой, традициями, обычаями, национальным менталитетом. Об этом пишет Il Foglio.
Расширение Запада
В Москве еще слишком живо воспоминание о противостоянии между Россией (в ту пору Советским Союзом) и Западом, под которым подразумевалась в первую очередь НАТО. Насколько сильны были опасения в странах Европы перед угрозой Варшавского договора, столь же сильно советские граждане боялись нападения Североатлантического альянса, способного разрушить родину социализма. Присоединение к НАТО государств-бывших союзников России означало для России и российского населения вторжение Запада в ее зону влияния, продвижение Североатлантического альянса на восток, уменьшение территории бывшей могущественной советской державы в наказание, постепенное снижение ее влияния. Своего рода запоздалая кара за поражение в холодной войне (войне без сражений), поражение, с которым из гордости не могла смириться страна, одержавшая победу над наполеоновской армией и гитлеровскими войсками.
Глубокий смысл патриотизма
Утрата империи — сильная травма в сознании народа, особенно российского, обладающего глубоким и беспредельным (особенно по сравнению с европейскими странами) патриотизмом. Расширение НАТО и Европейкого Союза на восток вызвали глубокую растерянность, дискомфорт и недовольство. Путин является воплощением этого мироощущения, понимая, что его народ требует вернуть былую гордость. Статистика показывает, что вне зависимости от отношения к Кремлю россияне признают за Путиным задачу сохранения культурной идентичности России. Русские странным образом привязаны к своей земле, которую называют святой Россией-матушкой, мистически персонифицируя свой народ, обширные белые заснеженные зимой пространства, летом золотящиеся пшеницей. Этот образ отсылает нас к древнему языческому архетипу Деметры, Матери-Земли. Близость к земле читается и в иконах с изображением Черной Мадонны: черный — цвет плодородной земли.
Роль религиозных чувств
У русских религиозные чувства играют удивительно важную роль. Православие — один из основополагающих факторов перемен в истории России за последнюю тысячу лет, несмотря на то, что в течение 70 лет — от большевистской революции 1917 года до прихода к власти Михаила Горбачева в 1985 году — под руководством Сталина, Хрущева, Брежнева в стране яростно боролись с католической и православной верой. В эти 70 лет патриаршество не прерывало своей истории и выступало хранителем национальной идентичности. Патриарх воспринимается многими как человек, воплощающий жизнь нации, идею национального и религиозного единства.
Православная церковь очень чувствительна ко всему, что может нарушить российское единство, поэтому Украина, колыбель русской веры, стремящаяся к европейским стандартам, Европейскому Союзу и НАТО, воспринимается как скорбная угроза, ее действия расцениваются как отход от православной веры. Православная церковь играла невероятно важную роль во время Второй мировой войны: когда немецкие дивизии были в нескольких километрах от Москвы, Сталин понял, что для победы необходимо вовлечь весь народ в страшную Отечественную войну. Насколько сильна была роль церкви, можно понять из 35-минутной речи, произнесенной в январе 2015 г. ода патриархом московским Кириллом, который впервые говорил перед Думой, рассказывая об исторической роли христианских ценностей, призывая не поддаваться ложным мифам и гедонистическим моделям западного общества, рассматриваемого в качестве серьезной угрозы национальной целостности.
В то время как в России патриотическая защита национальной целостности является основой государства, в Европе наблюдается стремление преодолеть понятие государства-нации. Патриотизм и религия в России неразрывно связаны, давая русским осознание своей уникальности, особенности. Каждый год 9 мая в России отмечают не окончание Второй мировой войны, а победу в Великой Отечественной. Российский писатель Юрий Мамлеев отмечает загадочность русского патриотизма, своего рода религии, которую русские принимают на веру и которая представляет глубокую реальность национальной психологии.
Исторические корни Третьего Рима
Все началось с исторических религиозных событий многовековой давности. В 330 году нашей эры император Константин хотел, чтобы Константинополь был «новым Римом, и город прозвали вторым Римом. Константинополь был завоеван Мехмедом Вторым в 1453 году, и утратил эту свою роль. Иван III женился на Софье Палеолог, дочери Фомы Палеолога, племяннице Константина XI, последнего императора Византии. Иван III претендовал, таким образом, на историческое и религиозное наследие Константинополя, благодаря которому Москва стала Третьим Римом, третьим городом, престолом христианства.
Деятельность президента Путина в российском обществе
Путин не может позволить себе утратить свое влияние, его бездействие в отношении Киева и его прозападной политики уничтожило бы те усилия, которые он приложил на двух фронтах: воскрешения российского народа и отвоевывания доминирующей роли в системе международных отношений. Напряженность, существующая в российском обществе выражена в живописи двумя полотнами современного художника Ильи Глазунова, члена Российской академии искусств, выставленными в его галерее в Москве. Первая — «Рынок нашей демократии» — это образ современной России: олигархи, проститутки, бездомные нищие, НАТО, жестокая преступность, наркотики, нелегальная торговля, распродажа страны. На второй картине — «Русь вечная» — писатели, святые, патриархи, цари, герои труда, ученые и большой крест. Это самое верное отражение контраста, существующего между современным обществом и глубинными чувствами русской души. Президент Путин понимает Россию и стремится восстановить идентичность нации. Он считает, что российская элита недостаточно патриотична, ее представители держат свои финансы за границей, их дети учатся на Западе, они стремятся адаптироваться к западному образу жизни, забывая о русском духе. Путин является носителем патриотического национализма, глубоко раненого утратой величия бывшим Советским Союзом и объединения народа вокруг своего царя.