Фонд «Евразия» представил альбом «Карл Фишер: фотограф в Оренбурге»
фото: Сергей Медведев, RIA56
Благотворительный фонд «Евразия» и Оренбургское книжное издательство им. Г.П. Донковцева подарили оренбургской истории еще одно имя, которым по праву можно гордиться. Карл Фишер — представитель третьей волны немецких переселенцев в Россию — скорее всего даже не думал, что войдет в историю. Он просто честно исполнял свою работу. Но эта работа оказалась тем самым факелом, на свет которого собрались жители 21 века – фотографы, блогеры, работники музеев и библиотек, и просто патриоты Оренбургского края. Все они пришли на презентацию альбома, автор которого, оренбуржец Александр Исковский, врач и ученый-краевед. Автор рассказал RIA56 том как заинтересовался работами Карла Фишера и как работал над альбомом.
Что из себя представлял Карл Фишер, как личность и как профессиональный фотограф?
Он приехал в Россию с совершенно конкретной целью – заработать на новом для россиян виде изображения –дагерротипах или фотографии. Сначала он обосновался в Самаре, а потом переехал в Оренбург, и уже надолго. Фотографов в городе в те времена было немного, но Фишер сразу выделился из всех своим, выражаясь современным языком, креативным мышлением. Он стал заниматься не только обычной бытовой фотографией, но стал снимать пейзажи, виды города, и, самое главное, он стал делать высотные съемки. А вы попробуйте-ка поднять на высокое здание, или колокольню двадцатикилограммовый фотоаппарат с треногой, а потом спустить его назад.
И все это надо было делать очень осторожно, ведь пластины были стеклянные! Так вот, Фишер не только делал бытовые фотографии оренбуржцев и их семейств, но и запечатлел навсегда облик нашего города 60-80-х годов XIX века. Причем, это никак не мешало его главной цели – получению приличного заработка. Учтите, что одна фотография в те годы стоила примерно 1 рубль – это было очень дорого.
Чем отличается технология фотографирования того времени?
Главное в тех фотографиях – это то, что мы не видим индивидуальности фотографа. Все эти ракурсы, световые решения и т.п. придут позже, а тогда главным было – запечатлеть человека или объект таким, каков он есть. И Фишер в этом весьма преуспел. Обратите внимание — насколько грамотно выстроен кадр, в нем находится только то, что несет информацию о данном объекте. Потому и ценны виды Оренбурга в исполнении Фишера, что они технически совершенны.
Почему Вы заинтересовались личностью Фишера, и как вообще о нем узнали?
В детстве и юности я увлекался фотографией и даже ходил в фотокружок «Урал», расположенный в подвале Дома офицеров. Там-то, в журнале «Советское фото» я впервые увидел фотографии видов Оренбурга, сделанных Карлом Фишером еще в 19 веке. А так как я еще был заядлым краеведом, то все это логично соединилось. Позже я узнал, что ближе к концу позапрошлого столетия Фишер с семейством перебрался в Москву, где стал фотографом императорских театров и университета. Приятно, что свой профессиональный старт он получил в нашем городе.
А идея создания книги о Карле Фишере родилась значительно позже, и здесь неоценимую помощь оказали сотрудники отдела редкого фонда Государственной библиотеки Республики Казахстан, где, собственно и хранится весь фотоархив Фишера. И когда я получил доступ к архивным документам –работа пошла. Пять лет – и книга готова.
Но речь на презентации Альбома шла не только о нем. Как всегда, деятельность фонда «Евразия» сопровождает полумистическая-полудетективная история. Дело в том, что фотография Фишера в Оренбурге располагалась рядом со знаменитой булочной Фокеродтов. Семьи связывала большая дружба. Ныне же потомки булочников – Вильгельм и Ингеборг Зюр живут в северогерманском городе Алендорф. В их семье бережно хранились подлинные фотографии Оренбурга, выполненные Карлом Фишером, каковых не было ни в одном из музеев или архивов Оренбуржья. Узнав о выходе в свет альбома о горячо чтимом в семье Карле Андреевиче, семья Зюр сделала Оренбургу поистине царский подарок – а именно подборку большеформатных фотографий видов нашего города конца XIX века, оформленных на паспарту. Теперь эти уникальные фото останутся на вечном хранении в краеведческом музее.
О том, насколько ценный подарок сделали землякам Александр Исковский и Оренбургское книжное издательство своим альбомом, а фонд «Евразия» — возвращенными из-за рубежа фотографиями Фишера – говорили все выступившие на презентации издания. Напомним, альбом «Карл Фишер: фотограф в Оренбурге» вышел на русском и немецком языках, в дизайнерском оформлении Елены Ромашовой.