О театре, «никакой» роли и мастере: Борис Круглов отметит юбилей на сцене

Актер Оренбургского драматического театра им. Горького, заслуженный артист России Борис Круглов 18 ноября отмечает 50-летний юбилей. К этой замечательной дате в театре состоится бенефис актера – будет показан спектакль «Любовь и голуби», где юбиляр исполняет главную роль, Василия Кузякина. Накануне торжеств артист ответил на некоторые вопросы RIA56.

 — В самом начале – вопрос основополагающий: почему вы решили стать артистом? С девчонками — то все понятно: любимое занятие — перед зеркалом крутиться и представлять себя в разных обличьях. А вот парням нужен для выбора данной профессии некий стимул, я бы даже сказала – стержень, чтобы решиться на актерскую стезю.

— Не поверите, но все произошло случайно. Мои друзья, а вовсе не я, занимались в детском театральном коллективе города Уфы. Я же часто сидел у них на репетициях и сам того не осознавая, запоминал роли. И вот однажды режиссер предложил мне заменить заболевшего артиста, а я согласился. И с тех пор – все, пропал…

— Позвольте немного отойти в сторону и задать вопрос о значимости самодеятельного, народного искусства, в данном случае, театра в жизни людей. К сожалению, большинство подобных коллективов, которые ранее существовали практически везде – от института до школы и от научного центра до ЖЭКа – прекратили свое существование, остались только самые стойкие. Как Вы оцениваете непрофессиональное творчество?

 — Здесь все дело, зачастую, в людях, которые руководят подобными коллективами. Если человек уверен, что это – дело его жизни, то коллектив под его руководством будет жить и развиваться. Главное – это огромное желание творить, а его очень много, и вовсе не обязательно иметь профессиональное образование. Ведь самодеятельные артисты, на самом деле, люди абсолютно бесстрашные, над ними не довлеет никакая система, они постоянно находятся в творческом поиске. Я их очень ценю и уважаю.

— Давайте обратимся к Вашему творческому пути. Вы на сцене Оренбургского театра с 1999 года, за эти годы сыграны десятки ролей, но если обратиться к их списку, то многие из них принято называть ролями «второго плана», то есть они важны по сюжету, но главными не являются. Как вообще артист строит свою роль, и как иногда получается, что роль «второго плана» становится главной?

— Тут все зависит от личности артиста. Расскажу такой эпизод из своей биографии. Несколько лет назад я получил предложение принять участие в  таких своеобразных актерских курсах от  СТД. Занятия проводились в Доме-музее А.П. Чехова, а вел их замечательный российский режиссер Леонид Хейфиц. Одним из заданий для студийцев было – самостоятельно выбрать фрагмент из пьесы «Дядя Ваня», поставить его и объяснить художественное решение. Все ребята, конечно, разобрали основных персонажей, а мне достался сторож то ли Яков, то ли Степан, у которого и текста-то практически нет. Так вот, я стал придумывать для себя характер этого бессловесного героя, и додумался до того, что мой Яков (Степан) стал присутствовать во всех сценах, более того, активно принимать участие в действии, хотя и не имел текста. Он был везде, и он был необходим. Так вот роль «никакого» плана становится важной и необходимой.

— А имеет ли право артист вмешиваться в процесс постановки спектакля, предлагать какие-то свои решения? И как к этому относятся режиссеры, ведь мы знаем, что были режиссеры –диктаторы (Любимов, Гончаров), которые не терпели вмешательства артистов в постановку, для них актер – это, прежде всего, рабочий материал.

— Мне трудно судить об этих диктаторах-гениях, я с ними не работал, но точно знаю, что если у артиста есть реальное предложение по воплощению характера своего героя, есть какая-то интересная «фишка», то ни один нормальный режиссер от этого предложения не откажется. Если режиссер – это настоящая творческая личность, как Рифкат Исрафилов, то он работает с актером в со-творчестве.

— Вспомню еще одну Вашу неглавную роль – Пан-Атаман-Грициан Таврический из «Свадьбы в Малиновке». Дело в том, что мне довелось смотреть этот спектакль как бы дважды: первый раз в зале, а второй – на видеозаписи, где есть такое понятие – «крупный план». Так вот, на этом крупном плане, я увидела лицо этого персонажа, и колоссальную гамму чувств на нем – ненависть, презрение, жалость и даже, отчаянье. Есть ли в театре понятие – крупный план, если его может увидеть всего несколько человек и с первых рядов, надо ли так расходоваться?

— Вы знаете, это все происходит непроизвольно, мы не думаем ни о каком крупном плане, мы просто играем роль, включая при этом свои эмоции. А сколько человек это увидят – не так уж и важно, главное, чтобы ты сам себя уважал за эту роль.

— Давайте опять немного отвлечемся и поговорим о Борисе Круглове – педагоге, ведь вы преподаете актерское мастерство в нашем институте имени Ростроповичей. Когда набирается курс, все ли ребята адекватно понимают, чем они собираются заниматься? Им вряд ли светит участие в постановках Туминаса или Богомолова, а голливудская слава – вообще за гранью фантазии.

— Вот в моем последнем курсе было 3 мальчика и 8 девочек. По разным причинам, парни так и не дошли до выпуска, заканчивали только 8 девушек, из которых половина – абсолютно адекватно представляла себе свое будущее. А вот новый набор – совсем другое дело, у нас тут уже не вчерашние школьники, а люди, сознательно сделавшие выбор, так у нас есть студентка, уже отучившаяся 2 курса в ОГУ, а другая приехала из Уфы, также поучившись в университете.

 – А почему из Уфы и в Оренбург, там же свое неплохое учебное заведение есть?

— Да потому, что здесь есть – МАСТЕР. Я имею в виду Рифката Исрафилова, учиться у которого – это большая честь. Не все понимают, что учиться в актерском ВУЗе – это совсем не то, что в любом другом. У них занятия идут с утра до поздней ночи, и это  не в переносном смысле. С утра у них лекции по общим дисциплинам, а также занятия сценической речью, танцами, движением, а вторая половина дня у них отдана репетициям, которые продолжаются часов до 10 вечера. Вот так.

— Сейчас на Вашем счету уже много главных ролей, причем некоторые из них отмечены высшими наградами области. А есть ли роль, которую Вы не сыграли и не сыграете уже никогда, но очень хотелось бы?

— (смеется) По плохой традиции, почему-то принято говорить, что это Гамлет. Но я этого не скажу, хотя было бы интересно. Я верю, что у меня впереди еще много интересных и неожиданных ролей, и загадывать на будущее не буду.