Орск посетил российский писатель Игорь Сахновский

«Я, конечно, люблю жару, но сегодня уж очень печет», – российский писатель Игорь Сахновский, улыбаясь, входит в библиотечный зал. Сегодня у него встреча с читателями. Сюда, в родной город, он приезжает не так часто, как хотел бы. «Мало, безмерно мало времени провожу в Орске, но ничего не могу с этим поделать», – качает он головой.

– Я люблю свой город, скучаю по нему, хотя здесь многое изменилось, – говорит Игорь Фэдович. – Он стал цивилизованнее. Но, честно признаюсь, есть перемены, которые огорчают и даже порой удручают. В семидесятых годах прошлого века вокруг драматического театра был красивый сквер, площадь буквально утопала в зелени. Да, с какой-то стороны он казался чересчур провинциальным, но зато уютным. Там можно было отдыхать с пользой для души. Сейчас городу не хватает именно уюта. Уж слишком цивилизованным он стал. Нет, я не занимаюсь критиканством, я просто переживаю за Орск…

– А в плане культурном, литературном, – Орск сильно изменился?

– Мне об этом трудно судить, – отвечает Сахновский. – Тогда были на слуху имена лишь некоторых авторов, к примеру, фронтовика Берегова, который печатался в местной прессе. Но мне искренне хочется думать, что сейчас для культурного и литературного развития в Орске больше возможностей.

– Тем более нынешний год объявлен Годом литературы…

– А вот тут я буду говорить гадости, – разводит руками Игорь Фэдович. – «Год литературы» звучит хорошо, только фактически это напоминает мне попытки государства привлечь литераторов к идеологическим и пропагандистским каким-то делам, но никак не помочь литературе. Да, средства выделяются немалые, однако куда они уходят – литераторы и те же библиотечные работники не знают. А ведь именно библиотеки, наверное, должны были получить в этот знаковый для себя год некую финансовую подпитку. В общем, все делается показушно. И на этом фоне удручает ситуация с издательством детской литературы, которое сегодня находится на грани исчезновения. Грустно.

– Вы часто бываете за рубежом. Работать там удается?

– Нет, за границей я не могу писать. Там многое отвлекает. Я, к слову, был недавно в Голландии, посетил родной город любимого мною художника Вермеера – Делфт. Там я отдыхал душой, увидел много Вермеера (хотя его много не бывает, ведь он написал всего 34 картины). И знаете, можно видеть его всю жизнь в альбомах, знать наизусть его работы, но когда видишь его в подлиннике – тут совсем иные впечатления и внутренние ощущения. У Вермеера есть кое-какие свои секреты, и хочется думать, что при пристальном изучении его работ один из них я разгадал.

– Фраза о том, что «нет ничего страшнее, прекрасней и фантастичнее, чем так называемая реальная жизнь», была написана Вами относительно давно. Что-то изменилось с тех пор в Вашем мировоззрении?

– Нет. Эта мысль прозвучала в первом романе «Насущные нужды умерших». Сегодня это не просто фраза, а мое жизненное кредо. Я вообще стараюсь не выдумывать историй, пишу о том, что было на самом деле. Хотя если читать все подряд, то можно подумать: у меня чудеса на чудесах…

– Вас часто причисляют к фантастам. Почему, как думаете?

– Наверное, потому что я сам практически не люблю фантастику, – улыбается писатель.– Честно! Но когда мне как фантасту однажды вручили самую престижную российскую премию «Бронзовая улитка», я, конечно, поблагодарил, при этом добавил со сцены: «Я не ваш, друзья». Увы, до сих пор страдаю от этого жанрового деления.

– Над чем сейчас работаете?

– Заканчиваю одну совершенно новую вещь. Она небольшая, просто я постыдно медленно работаю. В ней я впервые попробовал написать о близком будущем. Конечно, боже упаси, чтобы и это произведение поставили на полку фантастики! – с улыбкой подчеркивает Сахновский. – Но с еще большим ужасом я думаю о том, что ее назовут утопией. Ведь все вещи, где современные авторы пишут о будущем, у нас почему-то считаются либо утопией, либо антиутопией. Может быть, скажут, что я написал антиутопию… Не знаю. Для меня важно другое: я пишу в первую очередь о любви. Эта тематика мне ближе.

– А кого из современных авторов можете выделить?

– Надо отдать должное, в наше время живут классики, причем, совершенно бесспорные. Фазиль Искандер, к примеру, крупнейший писатель мирового класса. Произведения Людмилы Петрушевской мне нравятся. А еще я очень люблю раннюю Улицкую.

Справка: Игорь Сахновский родился в 1958 году в городе Орске Оренбургской области, где в 1981 году окончил филологический факультет Уральского университета. В разные годы работал литературным консультантом в Средне-Уральском книжном издательстве и журнале «Уральский следопыт», редактором в уральском отделении Академии наук СССР и региональном отделении издательства «Наука». Является одним из учредителей еженедельной газеты «Книжный клуб». Поэтический талант Сахновского подарил поклонникам поэзии два сборника стихов: «Взгляд» и «Лучшие дни» (обе опубликованные в 1988 году). Сахновский-прозаик дебютировал в 1999 году, когда в журнале «Новый мир» был опубликован его первый роман «Насущные нужды умерших», позднее вошедший в популярную книгу «Счастливцы и безумцы». Новый роман «Человек, который знал всё» построен по законам интеллектуального триллера, но, прежде всего, это история о любви и о тех ценностях, которые дороже власти над миром и любой политики. Сегодня Игорь Сахновский является членом Союза писателей России, а его книги издаются в Германии, Франции, Англии, Голландии.