Они смотрят в облака: в Оренбурге отметили Всемирный день поэзии

Оренбургские поэты отметили Всемирный день поэзии чтением своих стихов. Они звучали 21 марта в областной библиотеке им. Н. Крупской.

Всемирный день поэзии учреждён по решению ЮНЕСКО в 1999 году, чтобы дать новый импульс региональным, национальным и международным поэтическим движениям. Впервые День поэзии в России прошел 21 марта 2000 года в Театре на Таганке. Его инициатором стало «Добровольное общество охраны стрекоз» (ДООС), возглавляемое поэтом Константином Кедровым. Именно его стихотворением открыл литературные чтения молодой талантливый поэт Александр Москвин, дававший краткую, но точную оценку представленным авторам.

Всем выступающим на оренбургском вечере хватило такта прочитать лишь по два своих стихотворения. Без преувеличения можно утверждать, что собравшиеся в зале студенты, школьники, учащиеся колледжей и просто любители изящной словесности услышали образцы высокой поэзии. Метафоричная, сюжетная, патриотическая лирика Виталия Молчанова зазвучала первым камертоном современной оренбургской поэзии.

Точность и почти документальная лиричность стихов Павла Рыкова, обозначили еще одно направление своеобразной оренбургской школы стихосложения. Воздушность, летучесть истинно женских строк Надежды Кожевниковой вновь вернули слушателей к вечному списку тем поэзии, главной из которых является, конечно, любовь. Ироничные строки, очень современный взгляд на вещи — отличительная черта стихов одного из старейших оренбургских поэтов Александра Степанова, который одинаково хорошо пишет и для детей, и для взрослых. Иван Малов – тонкий лирик прочел стихи, в которых прозвучали строки, несомненно, заимствованные им у вечности: «Плывет чернильницы кораблик под белым парусом пера».

Своеобразным контрапунктом середины мероприятия стали русские романсы, исполненные студентами оренбургского института искусств им. Ростроповичей, класса профессора Геннадия Соколова. Сам заслуженный преподаватель тоже тряхнул стариной и с юношеским задором исполнил шуточный романс Г. Свиридова на слова П.-Ж. Беранже, в переводе В. Курочкина, «Как яблочко румян».

А потом снова были стихи. Диана Кан, сформировавшийся самобытный поэт, легко объединившая в своем творчестве традиции и современность, прочитала именно такие стихи, в которых возник образ Богородицы Девы Марии. Словно споря, а, может, дополняя поэтическую палитру, в стихах следующего выступающего — талантливого молодого поэта Сергея Макарова — возникли Будда и Шива.

Умелое воплощение вечных тем, как всегда прозвучали в стихах Вячеслава Моисеева. Свои пародии прочитал единственный и, по-видимому, первый за всю историю Оренбурга, поэт-пародист Сергей Салдаев. Заключительным аккордом – в прямом и переносном смысле – стали песни автора-исполнителя Павла Гайсина.

Возможно, скептик, иронично хмыкнет, прочитав эту заметку. Мол, что тут такого? Устроили поэты междусобойчик, покрасовались друг перед другом и насильно согнанной молодежью. Ведь никогда никакой практической пользы поэзия не приносила. Как написано в Книге Притчей Соломоновых: «Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать».

Да, поэты смотрят в облака… и находят новые образы и сравнения для привычных вещей. Но они — в отличие от большинства — помнят, что первое, что возвысилось над обыденностью человеческой речи, было стихами. Все древнейшие тексты, дошедшие до нас, написаны именно ими. И Библия, и Илиада, и Одиссея, и Песня о Гильгамеше, и Старшая Эдда. А сами поэты лишь продолжатели вечной традиции.

С годами для меня все более понятным становится такое определение моего любимого поэта Серебряного века Николая Гумилева: «Поэзия и религия – две стороны одной и той же монеты. И та и другая требуют от человека духовной работы. Но не во имя практической цели, как этика и эстетика, но во имя высшее, неизвестное им самим».