Их всех учили понемногу…
«Чему-нибудь и как-нибудь» от «Школы гражданского просвещения»
События на Украине, та страшная трагедия, которая происходит в соседней стране, заставляют всерьез задуматься. Каковы механизмы, которые толкают часть общества, опираясь на какие-то идеологические догмы, идти на переворот всего социального устройства, разрушать экономику, жертвовать жизнями тысяч соотечественников?
Печеньки и обучение
Совершенно очевидно, что пресловутые печеньки, которые раздавала на майдане замгоссекретаря США Виктория Нуланд, — это лишь малая толика усилий по идеологическому, политическому и информационному сопровождению подобного «продвижения демократии по-американски». Та же самая госпожа Нуланд признавалась, что за два десятилетия США инвестировали в соответствующие процессы на Украине астрономическую сумму — около 5 миллиардов долларов. И уж, конечно, далеко не все они пошли на то, чтобы «кормить доверчивых бандеровцев с рук». В современном арсенале западных политтехнологов есть и куда более респектабельные инструменты.
Сегодня необходимые идеологические и политические установки зачастую продвигаются через сети якобы образовательных, правозащитных, информационных, экологических и иных подобных проектов. Именно через них аудитории пытаются внушить соответствующие американским интересам представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Получается, конечно, не всегда. Но, как показывает печальный опыт Украины, довольно часто — получается.
В России многие организации, призванные «продвигать американские ценности», работают абсолютно открыто. Единственно, они очень не любят говорить о заграничном происхождении своих средств. Развязанная на Западе кампания вокруг введения в российское законодательство понятия «иностранный агент» — лучшее тому подтверждение.
Роль названия в истории
Типичный пример — деятельность организации «Московской школы гражданского просвещения» (МШГП). Это название в России стало известно не столь давно, и на то есть веская причина. Дело в том, что данная организация была создана еще в 1992 году. Однако первоначально называлась она иначе — «Московская школа политических исследований» (МШПИ). А финансировалась, в частности, по линии USAID (Агентство США по международному развитию) и IRI (Международный республиканский институт — американская некоммерческая организация, директором которой является одиозный сенатор из Аризоны Джон Маккейн).
В 2013 году «Школу» тихо переименовали. Никакого внятного объяснения данного шага не последовало. Но по странному совпадению это произошло после того, как прокуратура Москвы провела ее проверку на предмет исполнения законодательства об иностранных агентах (структурах, получающих зарубежное финансирование и занимающихся в России политической деятельностью).
Переименование в какой-то степени «прикрыло» эту страницу. Суть, однако, ничуть не изменилась. В списке доноров «Московской школы гражданского просвещения» за 2013 год по-прежнему значатся сразу 17 зарубежных организаций и фондов. В их числе, кстати, — правительства сразу пяти европейских стран (четыре из них являются членами НАТО), все тот же Фонд Макартуров, «Польский культурный центр в Москве» и другие подобные структурны.
Стоит отдельно отметить, что принцип подбора преподавателей для «Школы» состоит в том, чтобы отдавать предпочтения скорее европейцам, чем россиянам, и скорее практикам, нежели теоретикам. Так, большинство экспертов МШГП являются иностранцами. Список достаточно обширен, на данный момент это 340 человек: 154 — Россия, 59 — Великобритания, 26 — Франция, 25 — США, по 11 — Польша и Швеция, 10 — Германия, 9 — Испания, 7 — Финляндия и от одного до трех экспертов от других стран, Совета Европы, Европарламента.
Наконец, весьма примечателен состав Международного попечительского совета МШГП. Возглавляет его Джон Ллойд — редактор газеты «Файненшнл Таймс». С английской стороны в число его членов входят также Родрик Брейтвейт (бывший глава Объединенного разведывательного комитета в составе правительства Великобритании) и Чарльз Гатри (бывший начальник генштаба). Со стороны США — небезызвестная Энн Эпплбаум, редактор «Вашингтон Пост». Здесь также присутствуют представители дипломатических кругов, так называемых правозащитных организаций типа «Демокраси Интернешнл» и других. Военные, разведчики, послы, «активисты» — полный набор специалистов для организации «цветных» революций.
Правильная литература
У МШГП есть собственное издательство. В серии «Библиотека МШГП» выходят такие книги, как: «Четвертая республика» и «Дарованная (!) демократия» Владимира Рыжкова, «Потерянное десятилетие» Владислава Иноземцева — основная идея книги — обоснование гипотезы о «бесполезности» первого десятилетия XXI века для России и мира, «Молодежь России», описанная коллективом Левада-Центра — Львом Гудковым, Натальей Зоркой, «Записки Сизифа» обладателя газет и пароходов Александра Лебедева и другие.
Только в прошлом году организация провела 27 различных мероприятий, в которых приняли участие более 2 тысяч слушателей. Причем основной упор был сделан на работу в регионах, а также проведение зарубежных семинаров.
Основатели «Школы» Елена Немировская и Юрий Сенокосов ориентируют слушателей на американские ценности. Фото: Роман БРЫГИН
Так, 7 сентября прошла 28-я сессия в рамках программы i-класса 2014 года, на которой политтехнолог Игорь Минтусов рассказал об институте выборов.
С 9 по 29 ноября 2014 г. проходят семинары i-класса с привлечением председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова, президента Центра прикладных политических исследований ИНДЕМ Георгия Сатарова и проч.
С 2015 года онлайн-беседы будут проходить с синхронным переводом на английский язык. Таким образом, «Школа» планирует расширить количество привлекаемых зарубежных экспертов.
Кто, где и зачем?
Кроме этого, «Школа» регулярно проводит зарубежные семинары и встречи выпускников (удовольствие недешевое, но, видимо, за рубежом давать некоторые инструкции сподручнее). Так, в Испании 6 — 8 октября собрались: Тоби Гати, бывший советник по делам России президента США Билла Клинтона, Александр Гессель, директор по политическим вопросам Совета Европы, два представителя правозащитной организации «Мемориал», включая ее исполнительного директора Елену Жемкову, несколько представителей международных государственных организаций по правам человека и другие.
Чем же занимаются все эти люди в России? Что они преподают? Кому?
Удивительно, но найти информацию на эту тему не столь просто. Хотя масштабы деятельности «Школы» поражают. Характерно, что «Московская школа гражданского просвещения», формально декларируя приверженность принципам свободы и демократии, значительную часть работы осуществляет в «закрытом» режиме. По сообщению информационного агентства Regnum, от приглашенных на подобные мероприятия журналистов (а представители СМИ составляют значительную долю слушателей) требовали сохранять тайну о происходящем на собраниях.
Впрочем, догадаться, какие именно теории выдвигаются на заседаниях, можно по содержанию статей, услужливо размещенных на сайте «Школы». Например, речь идет о том, что поддержка воссоединения Крыма с Россией «решительно диссонирует с принципами порядка, безопасности и стабильности». То в одном, то в другом материале мелькают высказывания о так называемой федерализации Сибири: идее хоть и мертворожденной, но явно близкой «международным попечителям «Школы». И так далее.
Учитывая вышесказанное, резонно предположить, что слушателями данной программы становятся оппозиционеры и представители разного рода правозащитных организаций. На практике, однако, все гораздо сложнее.
КСТАТИ
Просвещенная оппозиция
Действительно, в качестве одной из целей «Московской школы гражданского просвещения» значится «приобщение молодых гражданских и политических лидеров к современному образу мысли, языку и ценностям демократии». За примерами далеко ходить не нужно: среди ее выпускников 2013 — 2014 годов есть уполномоченные по правам человека, представители организаций наподобие «Трансперенси Интернешнл», «Агора» и «Центр демократического возрождения», оппозиционные деятели из РПР-ПАРНАС и «Яблока» и почившего в бозе координационного совета оппозиции.
Однако в числе целей МШГП значится также «развитие сети выпускников «Школы». Иными словами — создание разветвленной структуры, призванной решать какие-то задачи.
И действительно, очень многие ее бывшие слушатели занимают сейчас видные посты не в оппозиционных, а в государственных органах. Вывод напрашивается сам собой: спонсоры «Школы» стремятся как минимум к тому, чтобы распространить свои идеологические воззрения на людей, которым предстоит выполнять важные функции в государственном аппарате.
Насколько это получается — большой вопрос. Тем не менее в разное время ее закончили бывший губернатор Волгоградской области Сергей Боженов, вице-мэр Новосибирска Иван Стариков, вице-мэр Астрахани Владислав Виноградов, зампред правительства Московской области Михаил Кузнецов и недавно покинувший свою должность заместитель председателя правительства Московской области Андрей Ильницкий, председатель фракции «Грузинская мечта-республиканцы», один из самых активных организаторов «революции роз» в Тбилиси Давид Бердзенишвили и многие другие.
Наконец, большой отряд выпускников составляют представители СМИ: как федеральных, так и, в особенности, региональных.
Справедливости ради следует признать, что существует и другая точка зрения. Согласно ей, «Московская школа гражданского просвещения» является серьезной организацией, у которой имеются не только зарубежные, но и российские жертвователи и российские представители.
Это правда. Но суть тем не менее не меняется. Например, при организации мероприятий «Школы» в 2012 году соотношение иностранных средств и денег, полученных от российских граждан и организаций, составляло без малого 12:1. Т. е. львиная доля финансирования организации шла из-за рубежа. При такой пропорции возникает стойкое ощущение: взносы солидных российских участников требуются в большей степени для прикрытия, придания деятельности МШГП видимости совместной.
Но главное даже не это. Очевидно: кто бы ни входил в состав этой организации с российской стороны, на внутреннюю политику США «Московская школа гражданского просвещения» и ее участники не влияют. А вот на российскую — пытаются. И это заставляет задуматься.
Источник: http://www.kp.ru/daily/26307.4/3185023/