Оренбургские куклы: 80 лет истории
Оренбургский областной театр кукол начал свою деятельность 18 июля 1935 года. На летней эстраде детского парка им. С.М. Кирова, поставили темно-зеленую бархатную ширму, и, ровно в шесть вечера, был показан первый спектакль «Ивашка-батрачонок» М. Лидермана. Зрительские места были заполнены ребятами из пионерских лагерей, школ и детских садов Оренбурга.
Репертуар первых лет деятельности театра был, как и положено в то время, идеологически выдержанным. Спектакли, в основном, носили агитационный характер, что по тем временам было совершенно естественно. Работали артисты в те годы только с перчаточными куклами. В 1937 году театр возглавила режиссер Мария Саввина, проработавшая в нём до 1941 года.
Известие о начале войны настигло артистов на гастролях в Актюбинской области. Семь человек из театра ушли на фронт. Погиб, защищая Брест, актер Олег Циглер. Электрик театра, Николай Кашковский добровольно ушел на фронт 18-летним юношей, а в конце 1944 года, гвардии лейтенант Кашковский погиб в боях за город Будапешт. Не вернулись с фронтов Великой Отечественной актеры Иван Горин и Георгий Касайкин.
В майские дни 1942 года круто изменила свою судьбу молодая актриса Анна Богатырева, которая после окончания курсов воздушного наблюдения, оповещения и связи, отправилась на передовую. В Оренбург (тогда Чкалов) она возвратилась в 1944 году, после ранения. В труппе прибавилась актриса-фронтовичка с медалью «За оборону Сталинграда». С мая 1943 года было самое тяжелое время для театра: в труппе оставалось всего 4 артиста: Николай Плешков, Антонина Мухина, Белла Шехтер и Муза Князевская. Но, несмотря на это, театр активно репетировал новые спектакли.
Осенью 1943 года коллектив обслуживал освобожденную от захватчиков Воронежскую область. Играли в землянках, палатках, медсанбатах, иногда во дворах госпиталей. Спектакль "Неумирающий Антон" был настолько популярен, что в народе его назвали «Бессмертный Антон». На территории Воронежской области было показано 129 спектаклей, театр был награжден Почетной грамотой Воронежского облисполкома. Домой вернулись 23 февраля 1944 года, а с июля по сентябрь отправились обслуживать войска действующей армии Карельского фронта.
Из отзыва руководства Дома Красной армии Карельского фронта: «…работоспособный коллектив Чкаловского театра кукол в напряженной обстановке, при ограниченном свободном времени у бойцов, за период их краткого отдыха после боя или перед боем, давал в день по 3-4 спектакля, играя в лесу, в землянках. Не снижая художественного уровня, было сыграно 80 спектаклей, обслужено 18900 зрителей». Самоотверженный труд в годы войны был оценен правительственными наградами. Медалями « За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» награждены восемь членов творческого коллектива.
В мирное время театр продолжал развиваться. С 1949 по 1965 годы театр возглавлял директор Михаил Давыдович Арановский. В 1954 году он пригласил на должность главного режиссера Зитту Ладонкину, заслуженного деятеля искусств Дагестанской АССР, которая проработала в театре до 1961 года. С 1954 года завязалась крепкая дружба с целинниками. Театр был первым театральным коллективом, который регулярно выезжал на целину со спектаклями в целинные районы области.
Двадцатилетие Чкаловский театр кукол отметил 5 февраля 1956 года в ДК им. Ф. Дзержинского, так как своего помещения у театра еще не было. Подводя итоги юбилейного года, газета «Чкаловская коммуна» отмечала: «За 20-летие театр выпустил 80 пьес, некоторые из них выдержали сотни представлений. Было совершено 52 гастрольных поездки. Только за 56-57 гг. театр проехал по сельским дорогам более 40 тысяч километров, обслуживая районы целинных земель. Большая группа артистов была награждена медалями « За освоение целинных земель».
В ноябре 1960 года театр кукол получает стационарное помещение по улице Советской, где и располагается по сей день. Именно здесь театр отмечал свой 25-летний юбилей.24 июня 1961 года газета «Советская культура» писала: «В день юбилея театр приветствовали представители общественности, а также работники кукольных театров Башкирии, Сталинграда и Омска. Присутствующие горячо поздравили коллектив и особенно его ветеранов»
В 60-е годы наступает поистине Золотой век театра. С 1960 по 1971 годы его возглавлял один из ведущих режиссеров страны Роман Борисович Ренц. Именно он задал театру мощный творческий разбег. Репертуар формировался так, что на спектакли кукольного театра стремились попасть не только дети, но и взрослые. С 18 февраля по 4 марта состоялся первый творческий отчет коллектива в Москве. Игрались спектакли: «Волшебник Изумрудного города», «Снегуркина школа» и «Веселая карусель». Последний был показан по Центральному телевидению.
Роман Ренц своевременно начал заботиться о творческой смене актерского состава. Под его руководством, в сентябре 1964 года, при областном театре кукол открывается Государственная театральная студия. Два выпуска этой студии составляют ныне основу творческого состава труппы театра. А 25 декабря 1965 года в Оренбурге состоялось уникальное событие. Впервые на сцене театра кукол была осуществлена постановка спектакля «Маленький принц» по книге Антуана де Сент-Экзюпери. Инсценировку осуществил Роман Ренц, музыку написал оренбургский композитор Давид Генделев, а художники создали удивительные куклы, которые до сих пор хранятся в музее театра. На премьере присутствовал сам Сергей Владимирович Образцов, создатель известного во всем мире Московского кукольного театра.
С 1966 по 1981 годы директором театра был известный актер, заслуженный работник культуры Олег Евгеньевич Милохин. Будучи председателем Оренбургского отделения ВТО, он приложил все силы к тому, чтобы сделать театр кукол центром театральной жизни области. И ему это удалось. На базе нашего театра проходили Всероссийские семинары драматургов и режиссеров театров кукол, активизировалась гастрольная деятельность. В апреле 1966 года Оренбургский театр кукол был принят в УНИМА (Международный Союз кукольников). В июле 1970 года театр первым из периферийных театров страны был удостоен чести представлять советский театр кукол на 2-м Международном фестивале театров кукол в Венгрии. Это стало событием поистине государственной важности. Спектакль "Хочу быть большим" стал дипломантом этого фестиваля. В 1972 году Роман Ренц покинул Оренбург, переехав работать в Куйбышев, но при этом передал полномочия творческого руководителя театра своей ученице, Людмиле Михайловне Филипповой, которая, свято чтя заветы учителя, работала главным режиссером до 1983 года.