Олег Рукавицын: Непарадные портреты

Человек может изменить внешность. Подстричься, умыться, красиво одеться, а уж что касается женщин… поле для экспериментов тут почти безгранично. Изменить внутреннее «я» сложнее.

Часто я наблюдал, как шикарно одетого, внешне успешного человека выдаёт лицо. Отличная машина, костюм, часы, а в глазах – тоска беспросветная и усталость от всего сущего. В то же время в лице бомжа на вокза­ле случалось наблюдать величие, значимость, достоинство.

Лицо – это мелодия человеческой жизни, у каждого она своя, печальная с минорными но­тами морщин, радостная с «брызгами» вокруг глаз от частого смеха, непреклонная, величавая в упрямых складках возле губ. Лицо. Эмоции. Портрет.

Я прежде всего ловлю глаза проходящих мимо людей, в них читаются чувства и мысли, это ключик к ещё одному фотоснимку или стихотворению. Взгляд может обрадовать или убить, но в нём жизнь, отдельный мир: хруп­кий, ненадёжный. Глаза стариков – словно тяжёлый вздох после трудного дня, с облаком пара, первыми заморозками. Синие глаза-васильки молодой девушки смеются издалека и, кажется, покачиваются в такт шагам, а грустные, тёмные, словно вишни, глаза опе­чаленного ребёнка немного ранят – тянут сопереживать. И это не кривляние глянца, когда каждый красив, ухожен, подкрашен и в правильном ракурсе.

Большинство людей любят себя, даже под­спудно, не отдавая себе в этом отчёта, и глядя в камеру, представляют себя совершенно иначе, ведут себя «как принято», и тут важно добиться «взаимности по ту сторону объектива». Это нелегко, но можно. Правда, часто при этом впускаешь человека в собственную жизнь, при­открываешь завесу личного, тогда получаются совсем другие снимки, будто хорошие слова, сказанные в один из долгих вечеров.

Лица на этих фотографиях молчат. Люди сосредоточенны на своём и никуда не торо­пятся. За секунды до того, как начать жить дальше.