Размышлизм о сквозняках

Театр задыхается без обновления атмосферы. То, что ещё вчера было залогом неминуемого успеха, сегодня уже немного ВЧЕРА. Такова особенность именно театра, в чём его отличие и несомненное преимущество перед кинозрелищем, намертво впаянном в киноплёнку. Но дело гораздо серьёзнее, нежели разница в долготе паузы и ширине улыбки исполнителя  роли во вчерашнем и сегодняшнем спектаклях. Зритель сегодня – это Другой зритель. Вчера он был благодушен и позволял себе похихикать и посмеяться от души. Сегодня же отягощён зрелищем сжигаемых православных храмов в соседнем Татарстане, киевского майдана, волгоградского теракта, осыпанием рубля и очередной благоглупостью высокопоставленного чиновника… эти особенности восприятии отлично понимает Рифкат Исрафилов – Народный артист России, лауреат Государственной премии, художественный руководитель оренбургского Драмтеатра, режиссёр-постановщик спектакля «Северный ветер», премьера которого состоялась на минувшей неделе.

Спектакль обозначен в афише как «Философская притча». Действуют в ней: некий учёный Даль, Садовник, его внучка Эли, Бастиан, Мельник, Аннерита и Кузнец. Налицо набор абстрактных, вневременных персонажей, живущих где-то, в Ущелье, которое десять месяцев в году вымораживает свирепый  Северный Ветер. И холодно, и голодно, и уныло. Единственная радость – включить на время шикарный радиоприёмник и послушать, подпевая, жизнерадостные… советские песни. Откуда бы, правда, им взяться в этом насквозь промороженном придуманном пространстве? Выходит, Аннерита (в исполнении  Н. Лавриненко и Н. Ренёвой) –  не абстрактный персонаж, а  доярка из какого-нибудь колхоза «Путь к Разрухе», тем более, что она потчует всех молочком. Но и молочка в трехлитровой банке – на донышке. Видно, надои при скудных кормах и стойловом содержании по-колхозному невелики. Но живут обитатели ущелья дружно. А чего делить; снег? вой ветра? постоянное ощущение голода?

Жизнь начинает круто меняться, когда в убежище приносят вконец окоченевшего учёного. (Дм.Татринцев) Степень и научное звание подмороженного героя не указываются в программке. Но судя по субтильности и очёчкам, он, в лучшем случае, Завлаб в каком-то академическом институте. Но социальный прозорливец, гляциолог, климатолог и специалист по взрывчатым веществам, которые создаёт на изумлённых глазах барышни Эли (Л. Гусейнова) из подручных материалов.

Естественно, происходит взрыв, даже несколько взрывов: взрыв льдов, взрыв чувств, взрывное увеличение урожайности и надоев в пересчёте на одну фуражную голову КРС. Но — что важнее всего — взрывается вся прежняя философия жизни, построенная на скудости ресурсов и дружбе крепкой, как самогон сотворённый на пайковом сахаре.  И народ начинает баловать. Кто-то обжирается виноградом, кого-то тянет на ЛЮБОФФ. Мельник в исполнении  Заслуженного артиста РФ Владимира Бухарова и вовсе начинает походить на кулака Титка из романа М. Шолохова «Поднятая Целина». А Егор Тимурович Гайдар (простите, Учёный ДАЛЬ) благосклонно взирает на результаты своих социЯльных экспериментов.

Но бывшие  Замерзающие дружно решаются на злодейство. Им такая жизнь в бананово-лимоновом раю не по душе. Всё бы хорошо, да дружбы как ни бывало. Как некогда написал поэт: «Ни тебе зарплаты, ни пивной…». Злоумышление почти удаётся. Но!!! Завлабы-гайдары поругаемы не бывают. Стоило только усомниться в правильности их действий, как неумолимая СТЕНА (почти Берлинская) вновь отсекает тёплый животворящий ветер, и бананы жухнут, апельсины гаснут, а смёрзшийся виноград превращается в козьи катышки. А герои бредут сквозь Северный Ветер и пургу, подобно персонажам с картины Питера Брейгеля-старшего «Слепцы». Как говорится, «Сказка – ложь. Да в ней намёк – добрым молодцам урок».

Этот спектакль сильно отличается от  прежних работ Р.Исрафилова. Здесь нет яркости красок, больших музыкальных полотен, скачущей массовки. Всё убористо, в  том числе и в наполнении правдой жизни характеров персонажей, довольно ходульно выписанных драматургом Игорем Якимовым. Впрочем, это якобы философская притча, которая призвана объяснить зрителю, почему и как могут закончиться бананы, которые сегодня, порой даже и портятся в торговых рядах. А всё потому, что успеха добивается лишь тот, кто выбрал правильное направление ветра и не делает против ветра то, что делать против него никогда не стоит.