Die Zeit: В Берлине снова популярно все русское

Берлин вновь становится местом сбора российских талантов, которые своим созданным в Берлине стилем восхищают мир моды. Мы сфотографировали новых жителей Берлина, в немецкой и международной моде.

В мастерской художника Дмитрия Врубеля в районе Prenzlauer Berg встречаются люди, полные надежд. Каждую субботу россиянин вместе со своей партнершей Викторией приглашает в свою мастерскую. Здесь встречаются люди, покинувшие Россию, потому что при сложившихся политических обстоятельствах у них там больше нет родины. Однажды был приглашен политолог Александр Морозов, он должен был говорить об актуальной ситуации в России. Он вышел вперед и сказал, что положение в России лишает его дара речи, поэтому он хотел бы просто прочитать одно стихотворение. Потом один за другим выходили люди из публики, и каждый читал свое личное стихотворение. Об этом пишет Die Zeit.

Писатель Владимир Каминер тоже был там. Созданной им в 90-е годы «Русской дискотекой» («Russendisko») он сделал русскую поп-музыку в столице хитом. Каминер работает сейчас над своей следующей книгой, «Моя мать, ее кошка и пылесос». Для него это вечера, когда он чувствует русскую душу. «Ведь русские все очень поэтичны», — говорит он. «Каждый знает бесчисленное количество стихов наизусть». С этой точки зрения немецкая столица становится все поэтичнее, потому что она стала местом сбора российских эмигрантов. Каминер говорит: «Я чувствую себя как в двадцатые годы. Я постоянно встречаю здесь новых людей, покинувших страну, потому что они более не в чувствовали себя в безопасности». Для таких людей Берлин это первая остановка. «Германия для русских означает Европу», — говорит Каминер. «Это доказательство того, что все работает». По его словам, в Берлин приезжали прежде всего журналисты, а также художники и интеллигенция, те, кто искал здесь свободу.

Берлин как символ свободы, символ жизни, которую хочется вести. И это проявляется также и в моде. В настоящее время дизайнеры из России и стран, находившихся под влиянием бывшего Советского Союза, востребованы как никогда ранее. Такие дизайнеры как Демна Гвасалия (Demna Gvasalia), сооснователь марки Vetements и художественный руководитель Balenciaga, выступают за некую дикую, необузданную манеру создания моды. Их образцом является уличный стиль Восточного Берлина (Ost-Streetstyle), который предпочитают молодые русские в берлинских районах Marzahn и Neukölln — куртки «пилот», тренировочные брюки и стриженые волосы. Модели нового поколения дизайнеров жесткие, совсем не привлекательные и имеют непосредственное отношение к Германии и ее столице. Например, когда демонстрируются желтые футболки с надписью DHL или пальто, на спинах которых светится надпись POLIZEI. На одном платье от Vetements был логотип легендарного берлинского бара для гомосексуалистов, «Ficken 3000». Vetements это дом моды в Париже, который ищет свои идеи в Берлине.

Берлин и Россия, это связь с богатыми традициями. У города было много русских периодов. Когда в России после первой мировой войны произошла Октябрьская революция, тысячи русских приехали в Берлин. В город стекались те, у кого были основания бояться Красной Армии. Это были военнослужащие, аристократы и интеллигенция. Они работали водителями такси или скручивали на дому сигареты, чтобы как-то прожить в Берлине. В начале 20-х годов в городе проживало 300 тысяч русских. Вокруг Wittenbergplatz возник маленький Санкт-Петербург, который называли Charlottengrad, город в городе, построенный из развалин буржуазного российского общества.

В Берлине собирались эмигранты, пока они не уезжали в другие европейские города или просто не становились оседлыми берлинцами. Многие аристократы располагали международными связями и могли рассчитывать на помощь, К тому же в германских феодальных кругах большевиков тоже ненавидели. После того, как русские узнали, что старый порядок в России потерпел поражение, они строили в Берлине русские-православные церкви, открывали свои собственные рестораны и теннисные клубы. В городе были русские книжные кафе, русские кондитерские и русские газеты.

Писатель Владимир Набоков тоже жил продолжительное время в Берлине: с 1922-го по 1937-й год. Нельзя сказать, что он очень любил город, но Берлин оказал влияние на его раннее творчество, где есть прекрасные описания столицы. Набоков женился в Берлине, и здесь родился его сын.

У города было одно большое преимущество, которое и сегодня многие в нем ценят: он давал всем жить. В Берлине русские могли оставаться среди своих. Со своими четырьмя миллионами жителей, Берлин был в то время одним из крупнейших городов мира. И Берлин предоставлял достаточно места для каждой культуры. Временами в русских издательствах Берлина издавалось больше книг, чем в Москве. Это русские впервые сделали Берлин международным городом.


После второй мировой войны восточная часть города одновременно была и частью России. Об этом по сей день свидетельствуют знаменательные постройки. В русским Bombast-Stil построенная Karl-Marx-Allee, кафе «Москва», на крыше которого красовался макет спутника. И, конечно, телебашня, символ Берлина. По первоначальному замыслу ее ограненный шар должен был ночью светиться красным светом, как некий социалистический привет Москвы Западу.

Сегодняшняя русская диаспора в Берлине уже не состоит из беглых аристократов или военных. Но по-прежнему это люди, которые ищут здесь лучшую жизнь. Приблизительно 200 тысяч русскоговорящих людей живут в Берлине. С одной стороны, это многие из те, кто остался в Берлине после эпохи ГДР. К ним надо причислить и тысячи еврейских переселенцев. И еще те русские, которые выбрали Берлин своей новой родиной или родиной на некоторое время. Среди них студенты, художники и те, кто чувствует себя в сегодняшней России ущемленными.

В том числе и такие люди как Дмитрий Врубель. Как художник он стал известен картиной, которую он нарисовал на берлинской стене. Картина изображает Хонеккера и Брежнева, которые страстно целуются. Врубель шесть лет живет в Берлине. «Таким политическим искусством я в сегодняшней России уже не мог бы заниматься», — считает он. На старой родине он бывает довольно редко.

Если присмотреться, то в Берлине повсюду найдешь влияние русской культуры. Есть русские бары, рестораны, бани и магазины с названиями как «Буковина», «Матрешка» и «Самовар», в которых предлагаются товары старой советской империи: рижские шпроты, камчатские крабы, армянский коньяк. Есть местная русская газета и русская радиостанция.

У германской столицы особая роль. Она расположена между Востоком и Западом. С его категоричной архитектурой, его беспорядком, его беспощадными зимами и неустанной ночной жизнью именно Берлин стал источником вдохновения для нового поколения дизайнеров, которые как раз сейчас меняют международный мир моды. Прежде всего Гоша Рубчинский (Gosha Rubchinskiy) и Демна Гвасалия (Demna Gvasalia). Гвасалия, грузин с немецким паспортом, является головой коллектива дизайнеров Vetements. И он любит Берлин:" Берлин дает мне ощущение, что все возможно«. Они даже подумывали, чтобы основать марку в Берлине, но потом по экономическим соображениям перенесли дом моды в Париж.

О марке Vetements скоро стали говорить, что ее делают «мятежники» от моды. На последнем шоу модели прогуливались между церковными скамьями, носили свитера с огромными подплечниками и футболки со слоганом «Fuck you, asshole». Вот и вещи от Гоши Рубчинского не имеют ничего общего с обычными представлениями о красоте. Его застиранные джинсы и плохо сидящие пальто привносят в моду элемент чего-то анархического и необузданного. Они касаются русской реальности, людей, которым как-то приходится сводить концы с концами и которые для этого одевают то, что лучше всего подойдет для этой цели: джинсы и куртку. В то время как американский Streetstyle давно уже высосан дизайнерской модой, уличный стиль русских может ей еще кое-что противопоставить: некую радикальную силу.

Коротко подстриженный модный русский некоим образом является противоположностью хипстеру с бородой из большого города. Последний живет в мире, в котором все иронично, crafted и flexitarisch, он в этаком ностальгическом тумане оглядывается назад. Но в куртке «пилот» от Vetements, напротив, лучше упрямо и без затей смотреть вперед.

К счастью, в таком городе как Берлин достаточно места для обоих.