Мобильный банк: «проходной двор» для ловких мошенников

Банковские услуги для клиента в настоящее время пестрят разнообразием как никогда. Платежные терминалы, карточное обслуживание, электронные подписи, мобильный банк и это далеко не все…

Что это за «помещение» и кто в него вхож?

Для пущего удобства клиента разработана система банковских онлайн-кабинетов. В настоящее время их количество равняется числу клиентов. Это когда через интернет клиент заходит в свой виртуальный кабинет, где видны все имеющиеся в наличии карты, счета. Через одноразовый пароль, который приходит по СМС, клиент в таком кабинете может совершать многочисленные операции по счетам. Оплатить коммуналку, пополнить баланс, уплатить кредит, перевести деньги с карты на карту. Удобство и только. Однако насколько пользоваться услугой «Онлайн кабинета» безопасно для кошелька клиента, надо разбираться. Какие персональные данные и личную информацию о клиенте содержит этот кабинет? Защищено ли такое виртуальное помещение от доступа третьих лиц? Есть ли риски потерять свои деньги? Вопросов много.

Знакомство с услугой

Демонстрацию системы осуществляют улыбчивые консультанты банков, приветствуя клиента в холле банковских отделений. Как правило, указание ознакомить клиента с системой дает сотрудник банка, осуществляющий оформление и вручение клиенту банковской карты. На терминале или компьютере консультант наглядно показывает клиенту систему в работе – как зайти в виртуальный кабинет, осуществить ту или иную операцию. После демонстрации клиенту сообщается главное – зайти в кабинет можно, используя личный логин и пароль, который вручается клиенту на распечатанном с терминала чеке. Кто выдает этот логин и пароль, кто его знает – об этом ни слова. Но чек рекомендуют спрятать от посторонних глаз.

Чтобы осуществить операцию, на телефон клиенту должна прийти СМС, которую нужно только подтвердить. Про то, что доступ в кабинет открыт, и может контролироваться третьими лицами, клиенту не сообщается. Наверное, само собой подразумевается, что о подробностях пользования такой услугой клиент самостоятельно обязан ознакомиться на сайте банка. Только вот обязанность эта нигде не прописывается и клиенту не разъясняется. Все риски по пользованию такой услугой клиент берет на себя без всяких письменных согласий. 

Вот так бывает

Пользуясь услугой, клиент в своем кабинете пытался осуществить операцию по переводу энной денежной суммы с карты на другую карту. Допустим, клиент хотел переводом погасить остаток кредитной задолженности с социальной карты на кредитную. Однако в момент, когда должна была прийти СМС для подтверждения операции, программа вдруг «зависла», то есть, какое-то время не открывалась. Именно в это время клиенту на мобильный телефон звонит неизвестное лицо и представляется сотрудником банка. Причем сотрудник этот уже в курсе о неполадках с программой и, вежливо извиняясь, просит немного подождать. В этот самый момент клиенту приходит СМС с одноразовым паролем, который клиент подтверждает, после чего программа открывается, а деньги уже перечислены. Только не на кредитную карту клиента, а неизвестно куда… Приличная сумма. Клиент в ужасе.

Выходит, что это лицо каким-то образом видит, отслеживает через свой компьютер ход действий клиента, знает о том, что программа «зависла»? То есть, непосредственно имеет доступ в личный кабинет клиента, знает его номер мобильного, имя и отчество. Неудивительно. Номер телефона клиента указан в верхней части окна системы на экране. Логин и пароль клиенту были переданы на каком-то чеке, не в запечатанном конверте. А может, этот «кто-то» еще имеет и возможность технически регулировать ход операций, влияя на «зависание» программы? Доводов и версий на этот счет хватает, чтобы уяснить одно — кто-то контролирует операции онлайн и совершает хищения денежных средств клиентов банка.

Возместит ли банк такой ущерб?

На письменные обращения потерпевшего банк, ссылаясь на проведенное внутреннее служебное расследование, выражает (цитирую) «искреннее сожаление о случившемся», советуя обратиться с заявлением о мошенничестве в полицию, а также гарантирует клиенту «оказание любой помощи правоохранительным органам в целях установления виновного лица». Что это за расследование? Кем и когда проведено. Какие действия проведены? На эти вопросы ответов в письмах об отказе клиентам в выплате ущерба не содержится. А ведь все операции по счетам должны фиксироваться. Должны отражаться номера счетов с данными о владельце карты. Операции же проводятся с использованием банковских карт. То есть, должно быть установлено лицо – владелец карты. Или в системе имеются пробелы, что нельзя сразу установить владельца карты и отследить ход операции? А что с безопасностью услуг. Почему кто-то имеет доступ в личный кабинет клиента? Короче говоря, все это покрыто мраком и тайной, а деньги клиенту не возвращаются.

Поможет ли суд?

Не поможет. Как ни странно, судебная практика в данном случае не на стороне потерпевшего – клиента банка. Пользуешься предложенной услугой – будь добр, узнай про нее все подробно. Ознакомься с рисками. Ведь банковские операции в данном случае осуществляет сам клиент. Он подтверждает СМС и дает указание совершить  ту или иную операцию. Банк в это не вмешивается. Права такого не имеет. С таким железным доводом в пользу банка с Фемидой спорить бесполезно. Пока Вас еще не обокрали, то можно пробовать вести диалог с банком о страховании операций по счету, или запросить информацию о мерах по безопасности предоставляемых услуг. Самостоятельно ознакомиться с особенностями системы. Если клиент не разбирается во всех этих тонкостях и принципах работы системы, можно отказаться от таких услуг и осуществлять операции по «старинке» через сберкнижку.

Заявление в полицию нужно писать обязательно

Примечательно, что сам факт возбуждения уголовного дела по таким случаям потерпевшему вряд ли поможет. Перспективы возмещения причиненного ущерба при отсутствии виновного лица нет. Такого фигуранта будут долго вычислять, это примерно, как в стоге сена иголку искать. Искать-то будут. Найдут ли… Но обращаться в полицию нужно все равно. Рано или поздно и эта мошенническая схема будет раскрыта.