Школа в военной шинели: история военного госпиталя в Новоорске
Недалеко от центра Новоорска Оренбургской области, в окружении тихих улиц стоит школа № 1. Немногочисленные прохожие в будничной суете зачастую не обращают никакого внимания на это двухэтажное здание. А ведь оно является одной из достопримечательностей районного центра.
Чем же школа знаменита? В первую очередь, конечно же, тем, что является старейшим учебным заведением не только района и области, но и всей страны. Носит почетное имя Героя Советского Союза Александра Васильевича Калачева. Кроме того, в годы Великой Отечественной войны, примерив на себя военную шинель, школа разместила в своих стенах военный госпиталь №3921, который действовал с июля 1941-го по август 1943 года. Об этом напоминает укрепленная на стене школы мемориальная доска.
В потоке времени
Если быть точными, то эвакогоспиталь в Новоорске в годы войны размещался не только в школе, но и в старом здании районной больницы. Что же касается самого учебного учреждения, то в предвоенные и военные годы оно было совсем не похоже на ту школу, которую мы знаем сегодня. Здание было одноэтажным. Его отстроили за два года, начав строительство в 1938 году. Но звонкие голоса ребятишек школа услышала только в 1946 году. До этого времени с 1941 по 1943 годы в здании размещался тыловой госпиталь №3921, а после – по некоторым данным – детский дом.
Имеющиеся сегодня о госпитале сведения, которые нам предоставили в школе и которые мы отыскали в старых подшивках «НГ», много лет назад буквально по крупицам собирали известные в районе учителя истории, краеведы, к сожалению, сегодня уже почившие: Григорий Иванович Русов – создатель знаменитого историко-краеведческого музея в Новоорске и Валерий Филиппович Романов – основатель историко-краеведческого музея в первой Новоорской школе.
Сейчас достоверно известно, что раненые в нашу область начали поступать с самого начала Великой Отечественной войны. Специальные поезда шли днем и ночью. В области развернули 75 эвакогоспиталей – главным образом, в городах и поселках, имеющих прямой выход к железнодорожному транспорту. Под них отдали 167 лучших зданий, из них 69 учебных заведений, в том числе и Новоорскую школу.
Так выглядела одна из палат госпиталя в Новоорске в 1942 году
Труд до упаду
Госпиталь при школе был открыт в июне 1941 года, чтобы возвращать к жизни солдат, опаленных огнем жестоких сражений. Имя главного врача, возглавлявшего его, неизвестно. Живые свидетели тех событий лишь утверждали, что он был евреем по национальности, репрессирован в Новоорск из Москвы в 30-е годы прошлого века.
В старом здании больницы работали врач-хирург Лев Альбертович Опель и его супруга акушер-гинеколог Зинаида Ильинична. Благодаря их профессионализму, мастерству и самоотверженному труду немало бойцов получили возможность вернуться к жизни и излечиться от ранений.
Среди медсестер и санитарок госпиталя было много местных жительниц, как военнообязанных, так и вольнонаемных – совсем еще молоденьких девушек: Зоя Кумзина, Клавдия Ваганова (Кумзина), Мария Васильевна Ковылова, Анна Константиновна Артеменко (Клюшина), Зинаида Зотова, М. С. Фирсова, М. Еремина, М. Фурсова, Наследова, Лебедева (имена и отчества неизвестны), многие другие.
Медсестрам и санитарочкам приходилось нелегко. Кроме своих прямых профессиональных обязанностей, они мыли, переодевали раненых, поднимали тяжелые носилки. Бойцы прибывали партиями. Раненых солдат с железнодорожной станции в школьный госпиталь доставляли на машине «ЗИС-5». Их привозил житель Новоорска Василий Павлович Чиберенкин.
Сестра-хозяйка Зинаида Зотова, акушер-гинеколог и хирург Зинаида Опель, старшая медсестра Мария Ковылова
Медперсонал работал самоотверженно — до упаду, но самым трудным для них был не изнуряющий труд, а ежедневно, ежечасно, ежеминутно наблюдать за чужими страданиями. Поэтому, чтобы сил хватило на все: и на работу, и на сочувствие, – персоналу госпиталя всякий раз приходилось собирать свою волю в кулак, чтобы лечить фронтовые солдатские раны, спасать от смерти безнадежных. Чтобы вселять в солдат веру, надежду, любовь…
Разные судьбы
У бойцов, проходивших лечение в госпитале, судьбы оказывались разными. Одних медикам удавалось спасти, другие от ран умирали. По разным данным, за время работы госпиталя в его стенах излечилось от двухсот пятидесяти до трехсот бойцов. Один из пациентов госпиталя, Игнатий Гаврилович Лукьянов, после лечения остался в нашем поселке, прожив здесь всю жизнь и создав семью с новоорчанкой Марией Ивановной Фурсовой.
Неизвестно сегодня и точное количество умерших. Знаем мы лишь, что на старом кладбище Новоорска есть братская могила, в которой похоронены умершие в школьном госпитале от ран красноармейцы Илья Трофимович Артемьев, А. С. Подлях, Василий Тимофеевич Гордиенко, сержант Алексей Николаевич Каменев, младший сержант И. Д. Куратов.
С помощью новоорчанина Сергея Никифорова мы попытались найти хоть какую-то информацию о военном пути бойцов с помощью электронного банка документов «Подвиг народа». Отыскать удалось немного — мизерные сведения о трех солдатах: Артемьеве, Гордиенко и Каменеве.
На сайте было отмечено, что все они захоронены в Новоорске, в четвертой могиле в крайнем ряду, в западной части кладбища. Сержант Каменев умер 25 июня 1943 года в возрасте 31 года, Гордиенко – 20 апреля 1943 года в возрасте 27 лет. Возраст красноармейца Артемьева неизвестен, зато выяснилось, что Илья Трофимович, умерший 7 июля 1943 года, был родом из Елховского района Самарской области. Эта территория является ближайшим соседом Оренбуржья.
Возвращение из небытия
Сегодня на месте захоронения стоит гранитный памятник с высеченными именами бойцов. За ним ухаживают ученики первой школы. Но на протяжении многих лет эта могила была неизвестна широкой общественности и присматривала за ней лишь одна женщина – новоорчанка Татьяна Максимовна, супруга старшины хозчасти госпиталя В. Федорова.
Узнал о братской могиле Г. Русов в случайном разговоре с супругами Федоровыми. Они и рассказали Григорию Ивановичу, что ухаживала Татьяна Максимовна за могилой по зову сердца. Это помогало женщине не терять надежду, что где-то далеко кто-то тоже ухаживает за могилкой ее сына, погибшего во время войны и неизвестно где захороненного…
Братская могила умерших в госпитале от ран бойцов на старом кладбище Новоорска.
Благодаря стараниям Т. Федоровой могила имела ухоженный вид: на ней был расположен деревянный обелиск, обитый жестью и увенчанный звездой, ограда. Григорий Иванович со временем добился, чтобы на месте деревянного обелиска установили гранитный памятник. Для того, чтобы увековечить это событие, в Новоорской школе № 1 была открыта мемориальная доска, напоминающая всем входящим в учреждение, что на протяжении двух лет в ее здании работал тыловой эвакогоспиталь.
Фронтовыми дорогами
В августе 1943 года Новоорский эвакогоспиталь стал прифронтовым. С началом наступления советских войск количество госпиталей в Оренбургской области уменьшилось. Одни госпитали расформировывались, другие отправлялись ближе к фронту – на запад.
Воронеж, Донбасс, Красноармейск, Румыния, Венгрия, Австрия – это фронтовой путь госпиталя №3921. До 1945 года он шел за линией фронта. Вместе с ним в пекле войны побывали и многие новоорчанки, среди которых были А. К. Артеменко, М. В. Ковылова, др. Везде, где проходили медики, шли бои, разрывались снаряды. Везде гибли и умирали или оставались калеками наши солдаты. Их, раненых и истекающих кровью, медсестры доставляли на операционный стол прямо с поля боя…
Госпиталь № 3921 работал и после окончания войны. Еще два года после Победы в нем лечились раненые и больные. Сколько солдатских жизней было спасено врачами и медицинскими сестрами! Их подвиг никогда не должен быть предан забвению. Не вправе мы сегодня забывать и о том, что почти каждый новоорчанин – участник Великой Отечественной войны, а на фронт из нашего района было призвано более восьми тысяч человек, — был учеником первой Новоорской школы.
Сегодняшние представители школы хранят память об учениках-ветеранах: А. Г. Караулове, Я. И. Прокопчуке, П. Е. Ковылове, А. Е. Епанешникове, В. А. Немакине, П. И. Кораблеве, И.В. Кожевникове, П. С. Третьякове, Александре, Алексее и Василии Спасенкиных и многих-многих других. Кроме того, в годы войны из стен первой Новоорской школы ушло на фронт 28 человек, в том числе трое педагогов – А.А. Рудь, А. К. Устинов, Б. С. Петров, 20 человек погибло…
Учились, несмотря на войну
Несмотря на то, что на войну из школы был призван практически весь ее состав, учреждение работало и выполняло свои прямые задачи – обучало учеников. Работа школы была построена применительно к суровым условиям военного времени.
Уроки для ребят проходили в частных домах поселка, а также в деревянном здании, которое располагалось на улице Советской, на месте сегодняшней фабрики «Новоорский текстиль». Для отопления школы дети сами заготавливали дрова, нарезали торф. Они также собирали в полях колоски пшеницы, убирали картофель, собирали теплые вещи, вязали носки и варежки, шили кисеты, фуфайки, катали валенки…
Сбор колосков учениками 8 класса
С 1940 по 1946 годы школой руководила В. В. Богоявлинская. Педагогами трудились молоденькие девушки из числа эвакуированных, а также местных жителей: Мария Петровна Иванова, Юлия Григорьевна Нестерова (Вязкова), Татьяна Тимофеевна Еремина (Власюк), Наталья Григорьевна Токарева, Анна Григорьевна Крайнова (Речкалова), А. Н. Ильченко, другие.
Чтобы лучше представить, какой же была школьная жизнь для новоорских ребятишек в годы войны, обратимся к воспоминаниям учеников тех лет, которые нам предоставила учитель географии и краеведения первой Новоорской школы Оксана Степанова.
Анна Тимофеевна Гаршина (Еремина), 85 лет:
— Я пошла в школу в восемь лет, в 1937 году. Здание ее было деревянным и находилось на улице Советской. В 1941 году я училась в пятом классе. В классах было по 30-40 человек. Учились в две смены, но помещений все равно не хватало, поэтому занятия проводились и по домам. Наш класс учился в колхозном здании Немакина (бывшее здание ГАИ – А. А.). Там было холодно, чернила замерзали. Писали пером на книгах, между строк. Жили мы бедно. Валенки и пальто носили с сестрами по очереди, портфели шили из материала. Закончила я только восемь классов, потом при помощи директора школы В. В. Богоявлинской устроилась на работу в школьную библиотеку, где трудилась 3-4 месяца…
Иван Петрович Коротков, 79 лет:
— В первый класс пошел в 1942 году. Первой учительницей была Татьяна Тимофеевна Еремина, в третьем классе – Наталья Григорьевна Токарева. Учились в деревянном здании в первую смену. Отец в 42-ом ушел на фронт, мама работала в сельпо – топила два магазина и контору. Рано утром до школьных занятий она будила меня, чтобы я помог ей наколоть уголь. Два раза в день я возил воду в хлебопекарню (сейчас это здание магазина «Ласка»), за что получал булочку хлеба. В девять лет я уже бороновал огород. Все лето работал на сенокосе, зарабатывая сено для коровы. Осенью классом рубили толы на топку, собирали колоски…
Анна Дмитриевна Горбунова, 83 года:
— Я пошла в школу в 1940 году. Учительницей в третьем классе была Анна Григорьевна Крайнова (Речкалова). Во втором классе я в школу не ходила, сидела с маленькой сестрой Лидией. Учились в деревянном здании, а рядом с госпиталем стояло небольшое здание, похожее на баню, возле которого всегда лежали кучи гипса от рук и ног, бинты. Помню, как нас, детей, подзывали к себе раненые бойцы, когда мы проходили мимо, но я не подходила – боялась. Это сейчас я понимаю, что через нас они хотели письма отправить…