По ту сторону экрана: четыре вопроса оренбургским журналистам

Сегодня во всем мире отмечают День телевидения. Дата сравнительно юная, впервые о празднике — Дне телевидения — заговорили в 1996 году после проведения Всемирного телевизионного форума. За 18 лет ТВ сделало огромный шаг в развитии. Только в Оренбургской области зарегистрировано 28 местных телеканалов.

Праздничную дату сегодня отмечают представители всех телевизионных профессий — операторы, редакторы эфиров, режиссёры  и, конечно,  сами журналисты. RIA56 поинтересовались у редакторов оренбургских телевизионных  СМИ, какую роль в их жизни и жизни общества сыграло телевидение. Четыре вопроса мы адресовали редакторам телеканалов ГТРК «Оренбург, «Регион», «Орен ТВ» и «ОРТ-Планета».

1. Как вы попали на ТВ?

2. Какую роль, на ваш взгляд, сегодня играет телевидение в формировании общественного мнения?

3. Чего не хватает региональному телевидению? Чего слишком много сегодня на экране?

4. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать журналист-телевизионщик?

Михаил Белов,  главный редактор телекомпании «Регион»

1. ТВ — это судьба. Туда не попадают, а оно само приходит за вами, у меня так и получилось…

Однажды прозвучал звонок, пришел на пробы, потом испытательный срок и через месяц стал работать ведущим новостей «Наше время» и репортёром, тогда должность называлась так — репортёр-редактор. И с тех пор занимаюсь своим любимым делом с некоторыми перерывами на пиар-работу в администрации города и в банке.



2. ТВ — по традиции является одним из самых мощных инструментов по формированию общественного мнения. Сегодня оно разделяет пальму первенства с интернетом, но от этого эффект ТВ-программ не менее сильный. Уровень доверия к ТВ традиционно очень высок. Здесь надо учитывать и консерватизм телеаудитории, и не только людей старшего возраста, которые уже привыкли к такой «домашней» подаче информации, ни в виде слухов, а с экспертной оценкой того или иного события, с эмоциями людей — участников события. Поэтому тележурналисты  — это по сути члены семьи, которые первыми являются такими своеобразными гонцами с хорошими или дурными вестями. И кроме того, при просмотре ТВ очень силён эффект того, что зритель понимает десятым, может быть,  чувством, что он смотрит программу вместе с миллионом таких же людей и также сопереживает тому, что видит, будь то ток-шоу или футбольный матч.



3. Проблемы некоторых местных телеканалов — текучка кадров и нехватка средств на технику. Не секрет, что региональное ТВ, это кузница кадров для федеральных каналов, много журналистов, в том числе и из Оренбурга работают сейчас в столице. Понятно, что развитие регионального ТВ зависит от степени оснащённости и от профессионализма сотрудников, причём не только журналистов. Сегодня, например, на нашем телеканале такой коллектив сформирован, и здесь во многом заслуга руководства канала.

На экране сегодня много политики и сериалов, но это веяние времени. ТВ не может не реагировать на то, что волнует людей, и потому интерес к этому есть, и телевидение его реализует. Но это будет всегда, и сегодня просто политики чуть больше, а сериалы видимо будут всегда.



4. Журналист-телевизионщик — это фанат своего дела. Именно так. Надо жить профессией не только в рабочее время, надо не бояться браться за любые, даже на первый взгляд неинтересные сюжеты, ну а за интересные сам бог велел, надо во всём находить изюминку и всё время учиться, ведь журналист-телевизионщик — это, по сути, человек -бытописатель, который идёт в ногу со своим временем, и именно его глазами многие сегодня видят картину мира вокруг. А это большая ответственность.

Андрей Федосов, заместитель директора филиала ГТРК «Оренбург» — начальник служб информационных и тематических программ

1. Случайно. Не представлял себя на ТВ. Но в 90-м туда пригласил Петр Новохатский, который стал главным редактором ТК «Регион». Я у него в отделе газеты «Новое поколение» проходил до этого практику. Потом я на некоторое время ТВ покинул. А в 1998-м решил вернуться. «Регион» тогда был никакой, и я попросился в ГТРК. Павел Рыков сразу сказал, что есть идея подходящего для меня проекта- «Народных новостей». Эфир — через неделю. И все. Через месяц я примерно понял, что в этом проекте надо делать.

2. В нашей области — никакой. Как и все СМИ. Но «ящик» — впереди всех в другой номинации: «Информирование». Прежде всего, «благодаря» интернету. Ему потребитель, как информатору, давно перестал доверять — из-за многочисленных фейков. Зато интернет сегодня — хорошая площадка для дискуссий.

3. Кадров и техники. Сериалов.

4. Уметь рассказывать. Впрочем, это, исключительно, врожденное качество. Всему остальному можно научить. Этому — нет.

Татьяна Ленкова, заместитель главного редактора телеканала «Орен ТВ»

1. Случайно попала. Шла мимо Орен-ТВ, у входа стоял главный редактор Аркадий Пронин и его заместитель Сергей Хомутов. Поговорили, пригласили… Спустя полгода, устроив сына в сад, пришла. Было это ровно 10 лет назад.

2. То телевидение, которое существует сейчас, в преобладающей степени играет либо пропагандистскую роль, либо отвлекающую. Пропагандируют строй, государственную политику. А отвлекают путем программ, при просмотре которых совершенно не надо думать. Причем, это не развлекательные программы, а «отвлекательные». Ну еще, конечно, нам с удовольствием предлагают «чернуху». Чтобы посмотрев все эти ужасы, мы поняли: «Какой кошмар! Так ведь мы еще неплохо живем!». И успокоились… На самом деле качественного продукта очень мало. Вернее, становится меньше и меньше.

3. Хорошо сказано все-таки: играет роль. Вот именно «игру» мы сегодня и наблюдаем. Какое нужно будет руководству телеканала, его акционерам общественное мнение, такое и сформируют. Сегодня решили играть по одним правилам, завтра — по другим. Зритель сегодня, зачастую, лишь инструмент. Или «подопытный кролик». К сожалению, этого самого зрителя сегодня лишили собственного мнения. Почти лишили. Уровень доверия, соответственно, падает. К сожалению, это распространяется и на те телеканалы, которые стараются давать объективную картину событий.

4. Если говорить о серьезных программах, информационных, то не хватает аналитики — серьезной, глубокой аналитики. В пропагандистском телевидении есть черное, и есть белое. Других мнений быть не может. Ну и, конечно, нам сегодня предлагают то, что продается. Телесериалы, которые смотрят дети. Откровенные сцены, примитивный юмор, убогие сюжеты — это все, чем сегодня нас может развлечь телевидение. Конечно, познавательную и публицистическую программу трудно сделать качественной, интересной, да и не выгодно. И здесь, по моему мнению, ситуацию должно бы взять в свои руки государство, выступив заказчиком. Но сейчас другие приоритеты. Вот и смотрят люди «пропаганду», «Дом-2», да «Кухню». Радует, что есть спутниковое телевидение Discovery, Nat Geo Wild и т. д.

Елена Файман, редактор информационных программ телеканала «ОРТ-Планета»

1. На ТВ попала по воле случая.

2. Телевидение несмотря на то, что изменилась ситуация на медиа рынке все равно играет важную роль в информировании населения. И такой фактор «меня показали по телевизору» очень важный, даже при условии, что видео «взорвало» интернет. Событие, история, человек становятся по-настоящему известными, когда об этом рассказали по ТВ.

3. Региональному телевидению не хватает смелости и понимания того, что, несмотря на то, что мы в провинции ничем не отличаемся от наших федеральных коллег, в нашей работе больше свободы, больше человечности.

4. Телевизионщик должен в первую очередь быть открытым людям. Главный человек для нас телезритель.