Авиабизнес России и Украины выступил за отмену санкций

Глава российского Министерства транспорта Максим Соколов заявил о готовности России к началу переговоров с Украиной по вопросу возобновления прямого авиасообщения между двумя странами. Эксперты отмечают, что в этом году по сравнению с прошлым транзитный пассажиропоток между странами увеличился на 40%. Эту долю рынка перехватили иностранные перевозчики. Тем временем ежегодные потери российских авиакомпаний от запрета на выполнение прямых рейсов составляют 7–8 млрд рублей. Для пассажиров же билеты подорожали на 20–25%. 

По словам министра транспорта России Максима Соколова, разблокировка существующих позиций как в целом, так и по отдельным частям (например, по транзитному авиасообщению) в интересах обеих стран. Однако сейчас возможная перспектива снятия ограничений на полеты зависит от «той позиции, которой будет придерживаться украинская сторона». В министерстве инфраструктуры Украины не предоставили оперативного комментария по этому вопросу. 

Санкционный режим, предполагающий запреты на прямые и транзитные рейсы между Россией и Украиной, действует с октября прошлого года. По экспертным оценкам, размер убытков для авиакомпаний обеих стран от запрета на выполнение прямых рейсов может ежегодно составлять 7–8 млрд рублей.

 
В случае несоблюденияукраинскими властями хотя бытрех пунктов Минских соглашенийв Донбассе могут начатьсяоткрытые боестолкновения

Такая оценка сделана исходя из среднего пассажиропотока между странами в пределах одного миллиона человек и средней стоимости билета 7–8 тыс. рублей.

— Все понимают, что решения о запрете авиасообщения и транзита исключительно политизированы. В интересах и авиакомпаний, и аэропортов совершенно очевидно — восстановить перевозки и по возможности в полном объеме, — поделился своим мнением с газетой «Известия» руководитель аналитической службы, исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

В S7 Airlines «Известиям» сообщили, что с отменой запрета на прямое авиасообщение с Украиной готовы возобновить прямые рейсы в эту страну. До запрета полеты выполнялись авиакомпанией из Москвы в Киев и Одессу. Не менее заинтересована авиакомпания и в снятии запрета на транзитные полеты с использованием воздушного пространства Украины. В S7 Airlines отметили, что это ограничение привело к необходимости разработки альтернативных маршрутов по ряду направлений, что увеличило время полета и расходы авиакомпании.

Заявление Минтранса о готовности к переговорам по снятию ограничений обусловлено необходимостью отстаивать интересы авиаотрасли, считает Олег Пантелеев. Он также подчеркнул, что официальная переписка с авиационными властями Украины, доступная Минтрансу, невозможна без предварительного согласования на уровне правительства.

По мнению Олега Пантелеева, если к ведению переговоров с Россией Украина и готова, то вот спрогнозировать возможность принятия каких-то решений невозможно.

— Могу лишь говорить о том, что ни авиакомпании, ни аэропорты, ни провайдеры по аэронавигационному обслуживанию никаких выгод от нынешнего противостояния не имеют. И рассчитывают, что нынешний запрет всё-таки будет отменен, — говорит глава «АвиаПорта».

До запрета прямого авиасообщения между Украиной и Россией, по его словам, значительная доля пассажиров приходилась на граждан Украины, часть из которых в том числе трудовые мигранты, но наиболее значительным был транзитный поток украинцев, которые с пересадкой в московских аэропортах летели в пункты назначения в Европу и Северную Америку.

— Преимущественно они летали «Аэрофлотом», рейсы которого с пересадкой в Москве оказывались дешевле некоторых европейских авиакомпаний, — говорит Олег Пантелеев. Сейчас, по его словам, эта категория пассажиров стремится добраться до Польши, чтобы рейсами лоукостеров, которые широко представлены в этой стране, продолжить путь до намеченных точек своих европейских маршрутов. На трансатлантические рейсы они попадают через крупные европейские авиахабы.

Несмотря на запрет, снижение пассажиропотока между Россией и Украиной достоверно отследить практически невозможно. И всё же в том, что пассажиропоток между двумя странами в значительной степени переориентировался на рейсы с пересадками в соседних государствах, никто в авиасообществе не сомневается. По мнению Олега Пантелеева, наиболее удачно перехватить авиапассажиров России и Украины удалось белорусской авиакомпании «Белавиа», у которой есть партнерские отношения с авиакомпаниями обеих стран.

По словам генерального директора онлайн-трэвел агентства Biletix Александра Сизинцева, сейчас из Москвы в Киев с пересадками можно добраться рейсами более 20 авиакомпаний. Наиболее активными из них, по его словам, выступают, помимо «Белавиа», «Аэрофлот», Ukraine International Airlines, UTair, Ural Airlines и Turkish Airlines.