Авиабизнес России и Украины выступил за отмену санкций
Глава российского Министерства транспорта Максим Соколов заявил о готовности России к началу переговоров с Украиной по вопросу возобновления прямого авиасообщения между двумя странами. Эксперты отмечают, что в этом году по сравнению с прошлым транзитный пассажиропоток между странами увеличился на 40%. Эту долю рынка перехватили иностранные перевозчики. Тем временем ежегодные потери российских авиакомпаний от запрета на выполнение прямых рейсов составляют 7–8 млрд рублей. Для пассажиров же билеты подорожали на 20–25%.
По словам министра транспорта России Максима Соколова, разблокировка существующих позиций как в целом, так и по отдельным частям (например, по транзитному авиасообщению) в интересах обеих стран. Однако сейчас возможная перспектива снятия ограничений на полеты зависит от «той позиции, которой будет придерживаться украинская сторона». В министерстве инфраструктуры Украины не предоставили оперативного комментария по этому вопросу.
Санкционный режим, предполагающий запреты на прямые и транзитные рейсы между Россией и Украиной, действует с октября прошлого года. По экспертным оценкам, размер убытков для авиакомпаний обеих стран от запрета на выполнение прямых рейсов может ежегодно составлять 7–8 млрд рублей.
Такая оценка сделана исходя из среднего пассажиропотока между странами в пределах одного миллиона человек и средней стоимости билета 7–8 тыс. рублей.
— Все понимают, что решения о запрете авиасообщения и транзита исключительно политизированы. В интересах и авиакомпаний, и аэропортов совершенно очевидно — восстановить перевозки и по возможности в полном объеме, — поделился своим мнением с газетой «Известия» руководитель аналитической службы, исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
В S7 Airlines «Известиям» сообщили, что с отменой запрета на прямое авиасообщение с Украиной готовы возобновить прямые рейсы в эту страну. До запрета полеты выполнялись авиакомпанией из Москвы в Киев и Одессу. Не менее заинтересована авиакомпания и в снятии запрета на транзитные полеты с использованием воздушного пространства Украины. В S7 Airlines отметили, что это ограничение привело к необходимости разработки альтернативных маршрутов по ряду направлений, что увеличило время полета и расходы авиакомпании.
Заявление Минтранса о готовности к переговорам по снятию ограничений обусловлено необходимостью отстаивать интересы авиаотрасли, считает Олег Пантелеев. Он также подчеркнул, что официальная переписка с авиационными властями Украины, доступная Минтрансу, невозможна без предварительного согласования на уровне правительства.
По мнению Олега Пантелеева, если к ведению переговоров с Россией Украина и готова, то вот спрогнозировать возможность принятия каких-то решений невозможно.
— Могу лишь говорить о том, что ни авиакомпании, ни аэропорты, ни провайдеры по аэронавигационному обслуживанию никаких выгод от нынешнего противостояния не имеют. И рассчитывают, что нынешний запрет всё-таки будет отменен, — говорит глава «АвиаПорта».
До запрета прямого авиасообщения между Украиной и Россией, по его словам, значительная доля пассажиров приходилась на граждан Украины, часть из которых в том числе трудовые мигранты, но наиболее значительным был транзитный поток украинцев, которые с пересадкой в московских аэропортах летели в пункты назначения в Европу и Северную Америку.
— Преимущественно они летали «Аэрофлотом», рейсы которого с пересадкой в Москве оказывались дешевле некоторых европейских авиакомпаний, — говорит Олег Пантелеев. Сейчас, по его словам, эта категория пассажиров стремится добраться до Польши, чтобы рейсами лоукостеров, которые широко представлены в этой стране, продолжить путь до намеченных точек своих европейских маршрутов. На трансатлантические рейсы они попадают через крупные европейские авиахабы.
Несмотря на запрет, снижение пассажиропотока между Россией и Украиной достоверно отследить практически невозможно. И всё же в том, что пассажиропоток между двумя странами в значительной степени переориентировался на рейсы с пересадками в соседних государствах, никто в авиасообществе не сомневается. По мнению Олега Пантелеева, наиболее удачно перехватить авиапассажиров России и Украины удалось белорусской авиакомпании «Белавиа», у которой есть партнерские отношения с авиакомпаниями обеих стран.
По словам генерального директора онлайн-трэвел агентства Biletix Александра Сизинцева, сейчас из Москвы в Киев с пересадками можно добраться рейсами более 20 авиакомпаний. Наиболее активными из них, по его словам, выступают, помимо «Белавиа», «Аэрофлот», Ukraine International Airlines, UTair, Ural Airlines и Turkish Airlines.