Новый премьер Турции поспособствует установлению диктатуры Эрдогана

Отношения между Москвой и Анкарой вряд ли претерпят изменения с назначением в Турции нового премьера. Такое мнение «Известиям» выразил первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров, комментируя назначение на пост председателя правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Бинали Йелдырыма. После назначения лидера ПСР ожидается, что Йелдырым станет и новым премьер-министром страны, заменив на этом посту Ахмета Давутоглу, пишет газета Известия

— Существенно ничего в данным момент не изменится. Эрдоган проводит в стране реформу с целью сделать Турцию президентской республикой вместо парламентской. Этому, кстати, противился ушедший в отставку премьер Ахмет Давутоглу. А поскольку Бинали Йылдырым считается близким к нынешнему президенту человеком, то он будет играть по заданным правилам. Кроме того, сам Эрдоган зашел достаточно далеко в своей антироссийской риторике. Он отказался принести извинения за инцидент со сбитым российским самолетом, поскольку боится потерять лицо, и фактически сжег за собой мосты. Так что никаких изменений в российской турецких отношениях не произойдет, — отметил сенатор.

В Турции на экстренном съезде правящей Партии справедливости и развития (ПСР) 22 мая прошли выборы нового председателя. Им стал Бинали Йылдырым, который до последнего времени занимал пост министра транспорта, мореходства и коммуникаций.

Ранее, 19 мая, его кандидатура была выдвинута по итогам заседания центрального исполкома ПСР. Как ожидается, Йылдырым станет премьер-министром страны, поскольку, согласно турецким законам, эту должность может занимать только лидер парламентского большинства.

На посту председателя партии Йылдырым сменил Ахмета Давутоглу, который ранее отказался выдвигать свою кандидатуру на эту должность. Такое развитие событий, как отмечают наблюдатели, стало результатом разногласий между ним и президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, которых накопилось довольно много. Так, последний взял курс на укрепление своей власти. Для этого в Турции в настоящее время идет разработка новой конституции, в соответствии с которой нынешняя парламентская республика должна стать президентской.

Между тем Эрдоган уже стал брать на себя полномочия премьер-министра или пытаться подменить его в разных вопросах. В частности, с января 2015 года он начал председательствовать на заседаниях правительства. Хотя нынешний основной закон дает президенту такую возможность, предполагается, что он может делать это только в особых случаях. Таким образом, Эрдоган продемонстрировал свои амбиции в деле управления страной. Кроме того, в администрации президента были созданы ведомства, во многом дублирующие функции отдельных министерств.

Разногласия между президентом и премьером коснулись также состава правительства. После парламентских выборов, прошедших 1 ноября 2015 года, Эрдоган, вопреки мнению тогдашнего премьера, продвинул в кабинет своего зятя Берата Албайрака, а также теперь уже нынешнего главу ПСР Бинали Йылдырыма. Наконец, Ахмет Давутоглу был достаточно ярким политиком, завоевавшим популярность среди как народа, так и своих соратников по партии.

Что касается нового главы ПСР, то это, с одной стороны, человек, не пользующийся особой популярностью у простых людей, а с другой, абсолютно лояльный Эрдогану, пояснил «Известиям» научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института Востоковедения РАН Амур Гаджиев.