New Eastern Europe: Правда ли, что Россия — мировая военная держава?
После распада Советского Союза произошло серьезное снижение такого показателя, как пределы оперативной досягаемости российских вооруженных сил, и эта страна из мировой сверхдержавы превратилась в игрока местного масштаба. Чтобы стать одним из полюсов в могущем возникнуть многополярном мире, Москве нужна поддержка в виде сильной армии и мощной экономики. Экономика России серьезно пострадала от западных санкций и низких нефтяных цен, и это усугубляется неспособностью Кремля осуществить ее диверсификацию. Между тем, Путин пытается представить Россию в качестве будущей военной державы, способной действовать с глобальным размахом. Об этом пишет польская New Eastern Europe. Перевод статьи приводят ИНОСМИ. RIA56 публикует отрывки из аналитического обозрения.
Для достижения этой цели российской армии понадобится сеть военных баз за рубежом, особенно в Средиземном море, а также в Атлантическом, Тихом и Северном Ледовитом океане. Кроме того, российские вооруженные силы нуждаются в устойчивом финансировании для поддержания и повышения боеспособности ВМФ, стратегической авиации, а также для создания эффективной и передовой военной промышленности. Насколько реальны глобальные планы России, и какие препятствия существуют на пути их реализации?
Средиземноморье
Кремль не собирался навсегда покидать Средиземноморье. 25 февраля президент Кипра Никос Анастасиадис и Владимир Путин подписали соглашение о военном сотрудничестве. Оно дает возможность российским самолетам совершать посадку на кипрской авиабазе неподалеку от города Пафос, а российскому ВМФ — использовать порт Лимасол. Подписав данное соглашение, Кипр стал первой страной ЕС, предложившей Москве свои военные базы, несмотря на продолжающийся украинский конфликт и взаимные санкции Евросоюза и России. Чтобы понять причины таких действий Кипра, мы должны бросить взгляд на экономические отношения между двумя странами. Россия инвестировала на Кипре 33 миллиарда долларов, что составляет более 80 процентов всех иностранных инвестиций в этой стране. Кроме того, более трети банковских счетов на Кипре имеют российское происхождение, и именно Москва после тех трудностей, с которыми в 2013 году столкнулись кипрские банки, предложила этой стране кредит на 2,5 миллиарда долларов из тех 16 миллиардов, которые ей требовались. Таким образом, данное соглашение можно рассматривать как иллюстрацию тех льгот и привилегий, которые Россия может получать от отдельных членов Евросоюза (даже вопреки его общему курсу) в обмен на целенаправленную финансовую поддержку.
Несмотря на возможность использования баз на Кипре, глобальный охват и досягаемость российских вооруженных сил остаются ограниченными. В настоящее время у России есть базы в Армении, Белоруссии, Таджикистане, Киргизии, на грузинских сепаратистских территориях Абхазия и Южная Осетия, а также в аннексированном Крыму. Тем не менее, Россия сигнализирует о своем желании и готовности вернуться на мировую арену. Кремль вступил в переговорный процесс с Венесуэлой, Никарагуа, Алжиром, Сингапуром, Сейшелами, Кипром, Кубой и Вьетнамом об использовании имеющихся там военных баз. Согласно его заявлениям, у российского возвращения на глобальную сцену будет и арктическое измерение, причем не только как средство обороны, но и как инструмент поддержки новых территориальных притязаний Москвы на этот богатый ресурсами и все более прибыльный регион.
Возвращение на Кубу
Куба предлагает идеальные условия для строительства или возобновления работы военной базы для российских кораблей и подводных лодок. В прошлом российские вооруженные силы пользовались не только портами. В их распоряжении была развитая береговая инфраструктура, а также жилье для военных и членов их семей. Огромное стратегическое значение имел российский центр радиоэлектронной разведки в Лурдесе. Этот центр, расположенный в 250 километрах от американского побережья, занимался перехватом и прослушиванием сетей связи США, сбором информации с подводных кабелей связи и из центра НАСА во Флориде. Показателем масштабов деятельности центра является то, что в прошлом там работало 3 000 сотрудников. Центр радиоэлектронной разведки в Лурдесе давал Москве возможность осуществлять постоянный перехват самых разных средств связи на юго-востоке США, а также отслеживать трансатлантические линии коммуникаций между Америкой и Европой. О готовности России возобновить свое присутствие на Кубе говорится в соглашении, подписанном в ноябре 2014 года между Москвой и Гаваной во время визита туда президента Путина. Данное соглашение дает возможность российскому флоту, включая разведывательные корабли типа «Виктора Леонова», заходить в кубинские порты, и скорее всего, возобновить деятельность радиоэлектронной разведки в Лурдесе.
База во Вьетнаме
С 1979 года советский военно-морской флот имел возможность швартоваться во вьетнамской бухте Камрань, что обеспечивало военное присутствие СССР в Индийском океане и в зоне Персидского залива. В 2002 году Владимир Путин приказал закрыть эту базу после того, как Ханой расторг соглашение с Россией о бесплатной аренде и потребовал 300 миллионов долларов в год в счет оплаты аренды. Хотя Россия и Вьетнам подписали соглашение о возрождении этой базы, Ханой никаких действий в этом направлении не планирует. Для нынешней политики Ханоя характерен отказ от присутствия любых иностранных военных баз на вьетнамской территории, и он может предложить России лишь пункт материально-технического обеспечения. В качестве альтернативы Вьетнам намеревается создать международный центр материально-технической поддержки ВМС зарубежных стран, который будет заниматься заправкой топливом, ремонтом и обучением экипажей подводных лодок.
В настоящее время российские ВВС используют вьетнамскую авиабазу в Камрани для размещения там самолетов-заправщиков Ил-78, которые осуществляют дозаправку в воздухе российских стратегических бомбардировщиков Ту-95. Эти машины совершают «учебные полеты» в зоне Тихого океана, а также вдоль западного побережья США. Вашингтон обратился к Ханою с официальной просьбой отменить разрешение для российских ВВС, однако она пока не принята.
Новые рубежи в Арктике
В декабре 2013 года Владимир Путин объявил, что одним из главных приоритетов российских вооруженных сил должно стать надежное и твердое военное присутствие России в Арктике. В результате за последние пару лет это присутствие существенно усилилось. Чтобы обеспечить контроль над этим богатым ресурсами регионом, через который может пройти гипотетический Северный морской путь, Россия планирует создать в арктическом регионе по меньшей мере 13 авиабаз и развернуть 10 радиолокационных станций. В данный момент у России есть две авиабазы: на Новосибирских островах и на Земле Франца-Иосифа. В 2013 году начали восстанавливать шесть заброшенных аэродромов в Тикси, Нарьян-Маре, Алыкеле, Воркуте, Анадыре и Рогачево. Работы по реконструкции планируется завершить к 2017 году. Наряду с этим, Кремль намерен построить в Арктике две новых авиабазы. При таких обстоятельствах вышеупомянутые стратегические бомбардировщики Ту-95, которые могут нести на борту ядерное оружие, будут размещены и в Заполярье.
Россия хочет обеспечить себе господство и на море посредством создания целой сети военно-морских баз для кораблей и подводных лодок. В этих условиях была сделана заявка на строительство дополнительных атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту. Это лодки проекта «Борей», головной среди которых является «Юрий Долгорукий». Данные субмарины способны долгое время действовать подо льдом, где их почти невозможно обнаружить. Параллельно с этим идет процесс модернизации более старых подлодок с баллистическими ракетами (проект 667БДР «Кальмар» и лодка К-114 «Тула»).
Однако основой российской мощи в арктическом регионе является ее атомный ледокольный флот (который дополняют дизель-электрические ледоколы). Он состоит из 30 ледоколов разных типов и является самым крупным в мире. Хотя большинство российских ледоколов устарели, и скоро их придется списывать, Москва уже приступила к осуществлению «проекта 22220», по созданию нового класса ледоколов, способных прокладывать путь во льдах толщиной до трех метров. Первое судно этого класса под названием «Арктика» должно выйти в море в 2017 году.