Обратная сторона луны

В 70-е годы прошлого столетия я, как многие советские люди, с восхищением смотрел по телевизору программы о наших достижениях в космосе. А не так давно узнал, что к этому имеет непосредственное отношение выпускник школы № 1 Новосергиевки Михаил Маленков. Он был одним из конструкторов лунохода. С Маленковым встретился корреспондент газеты "Оренбуржье" Михаил Мстиславский.

От диссертации к летописи 

К школе у Маленкова особое отношение. Здесь преподавали его родители, Иван Григорьевич и Мария Никитична, учились две сестры. Пребывание на малой родине было недолгим. Он нашёл время не только поклониться могилам родных и близких, встретиться со школьными друзьями, но даже съездить в Адамовский район. Оттуда родом его отец. Там когда-то жила и многочисленная родня.

– Наши корни из Тамбовской губернии, – рассказывает Михаил Иванович. – В Оренбуржье, на вольные земли приехал мой прадед в начале XIX века. Поставили рубленую избу. Дом уже в наше время перевезли родственники в Переволоцкий район, где он стоит и сейчас.

Михаил Иванович автор многих научных работ. В своё время защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Теперь вот решил написать летопись своего рода. Думается, экскурс в историю семьи проделывает для сыновей и внуков. Чтоб не забывали свои корни.

Пятьдесят пять лет тому назад у него была совсем иная мечта.

Проза жизни 

После окончания с серебряной медалью школы в 1958 году Михаил уехал в Ленинград поступать в технический институт. А вот в какой именно, не решил.

Город, сразу почувствовалось, был морской. Это и привело выпускника провинциальной школы в кораблестроительный институт.

– В юности все мы романтики, – говорит Михаил Иванович. – Всё же определяющим было то, что даже абитуриентам предоставлялось общежитие.

Выбрал он вполне земную специальность – подъёмно-транспортные машины. Потекли годы учёбы: семинары, сессии, научно-практические работы. Пять лет пролетели, как один день.

После окончания института Михаила сразу же призвали в армию. Служить довелось на курорте, в Анапе. Сначала окончил «учебку» морских частей погранвойск, потом там же преподавал. Неудивительно: из всех призывников с высшим образованием были только двое. За два года службы сумел окончить курсы младших офицеров в Новороссийске.

Возвращался в Ленинград загорелым, пропитанным морской солью, с кожей, дублённой солнечными ветрами, лейтенантом. Жизнь на «гражданке», по его разумению, надо было начинать с приобретения жилья.
Строили в те годы много, микрорайон вырастал за микрорайоном. Каждое предприятие, как правило, имело свой жилищный фонд. Надо только определиться, где квартиры давали быстрее. Но Михаилу хотелось быть не просто винтиком в механизме завода или порта, а что-то исследовать, разрабатывать.

Номерной ящик

Это желание и привело его в 1965 году в номерной научно-исследовательский институт (НИИ), как раньше говорили, ящик. Там занимались разработкой военно-гусеничных машин. Так называемый танковый институт. Сюда привозились опытные образцы из конструкторских бюро, раскиданных по разным регионам Советского Союза. Именно они принимали окончательное решение, какой вид боевой техники пойдёт на вооружение армии.

– Мне повезло. После проверки я был зачислен в штат. К тому же сотрудникам НИИ выделялись квартиры, – говорит Михаил Иванович. – Наш коллектив уже два года разрабатывал самоходное автоматическое шасси по спецзаданию отца советской космонавтики Королёва.

В группу разработчиков вошёл и Маленков. Он до сих пор считает тот период самой большой удачей в жизни. Люди, с которыми ему довелось работать, были в своём деле фанатиками. Идеи и проекты, которые им удалось воплотить, по-прежнему восхищают своей простотой и гениальностью.

Было разработано два лунохода. Один достиг нашей соседки по Галактике 18 ноября 1970 года. Проработал на поверхности Луны десять с половиной месяцев, или 10 лунных ночей (каждая из них равна двум земным неделям). За это время прошёл более 10 километров. Второй прилунился 16 января 1973 года. У экипажа, который им управлял с Земли, уже был определённый опыт. За три месяца луноход прошёл 37 километров. Эти экспедиции позволили получить уникальные снимки, ведь работали аппараты на обратной стороне Луны.

Сейчас эта техника передовой советской науки стоит на «приколе» в Море Дождей и Море Ясности. Кстати, именно в один из этих районов лунной поверхности в конце нынешнего года собираются отправить свой луноход китайцы.

Сегодня двойника луноходов-космонавтов можно увидеть в музее научно-производственного объединения имени Лавочкина, есть он и в Питере, а также в Музее космонавтики.

Притяжение Красной планеты

В последующие годы коллектив института получил государственное задание разработать марсоход. Уже в начале 70-х годов перед советской космонавтикой ставились задачи – изучение и покорение Марса.

Конструкторам предстояло разработать аппарат небольшого размера, маленького веса. Грунт на Красной планете ещё мягче, чем на Луне, поэтому решили применить лыжно-шагающий двигатель. Получилась простая по конструкции, но высокопроходимая машина весом в 4,5 килограмма, длиной всего 250 миллиметров, а шириной – 180 миллиметров.

Было семь пусков, но только один из них в 1973 году оказался удачным. Марсоход осуществил посадку, вышел на связь, дал телепанораму. В течение 19 секунд картинка была, но потом внезапно изображение исчезло. Как считают учёные, виной тому пыльные бури.

– Сегодня изучение Марса – прерогатива США. Скорее всего, именно американцы и высадятся первыми на эту планету, – говорит Михаил Иванович. – Мы вплотную занимаемся его спутником Фобосом. На нём очень низкая гравитация, поэтому за основу передвижения здесь были взяты прыжки. К сожалению, два пуска оказались неудачными. Этот и другие проекты также помогают в создании техники, призванной работать в экстремальных условиях.

Всё же российские учёные не отказались от изучения спутника Марса. Работа по подготовке к космическим экспедициям продолжается. Благодаря этим исследованиям мы сможем понять происхождение Солнечной системы, подготовиться к дальним космическим путешествиям. Как говорил Циолковский: «Земля – это колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели…»

Будущее за космосом

Сегодня учёные разных стран мира активно ведут космические исследования. Если в начале 60-х годов освоением космоса занимались в основном СССР и США, то теперь в международной интеграции участвуют Франция и Германия, Япония и Китай. Американский спутник «Вояджер» бороздит просторы Галактики уже 37 лет. Радиосигнал до него доходит около семи часов. Недалёк тот день, когда он покинет Солнечную систему.

Будущее за космосом, убеждён академик Санкт-Петербургского отделения Российской академии космонавтики имени Циолковского Михаил Маленков. Но нужны принципиально новые двигатели и новая энергия. Профессор Маленков с охотой передаёт свой богатый опыт студентам политехнического университета в городе на Неве.

– Есть очень толковые ребята, – говорит он. – Им, да и космической науке в целом нужна действенная поддержка государства.
Тогда «на пыльных тропинках далёких планет» останутся следы и российских космонавтов. Мы уже знаем, что на другой стороне Луны. Впереди – иные миры….