Бахтубай Шушаев: О взятии рейхстага в семье ходила легенда

Среди тех, кто в победном сорок пятом оставил свой автограф на поверженном рейхстаге, был уроженец новоорского района Оренбургской области, кавалер орденов Славы трёх степеней Бахтубай Шушаев. Имя героя увековечено в веках: в селе Горьковском одна из улиц названа его именем. На доме, где жил Герой, висит мемориальная табличка.

До Великой Отечественной войны Бахтубаю довелось воевать с японцами на озере Хасан — действительную он служил на монгольской границе. В годы Великой Отечественной войны защищал Москву и Ленинград, освобождал Прибалтику, Польшу, с боями дошёл до Берлина. Начинал войну рядовым стрелком, около двух лет был пулемётчиком и закончил свой боевой путь командиром отделения разведки. Был четырежды ранен. За отвагу и мужество, проявленные в боях 1943 года, награждён орденами Славы 3-й и 2-й степеней. 1 мая 1945 года отличился в наступательном бою за овладение центром Берлина: первым проник во двор имперского театра (здание рейхстага), уничтожил расчёт зенитной пушки и пятнадцать гитлеровцев. Оставил свой автограф на рейхстаге. Указом Президиума Верховного Совета был награждён орденом Славы 1-й степени. В послужном списке Героя — орден Красной Звезды, шесть боевых медалей.

О подвигах Бахтубая Шушаева известно из архивных материалов. Сам он о них рассказывать не любил.

— Бывало, соберёмся вечером вокруг отца, просим рассказать о войне, а он заводит сказку, — вспоминает старший сын Бахтгали Бахтубаевич. — Много их знал и так хорошо рассказывал, что обо всём на свете мы забывали. Война в душе отца неизгладимый след оставила. Не разрешал он ребятишкам играть в войну. Как только увидит мальчишечьи баталии, берёт палку и разгоняет вояк.

Семеро детей было у Шушаевых. Хранится в семье легенда: после взятия рейхстага в магазине автомата осталось у Бахтубая семь патронов. Пересчитал он их и сказал боевым товарищам: «Семеро детей у меня будет». Так и случилось. С супругой Айслу Кадыровной вырастили они пятерых сыновей и двух дочерей. Кстати, имя последнего сына — Кенжетай — с казахского переводится как «замыкающий». Последышек — так сказали бы у русских. Детей Бахтубай любил. Сам заядлый лошадник, старших сыновей такими же сделал. Как только начинали самостоятельно ходить, брал с собой в конюшню. Лет с шести к седлу приучал: «Расти джигитом, сынок».

От работы Бахтубай Шушаев никогда не отлынивал, много лет табунщиком отработал. И зимой, и летом каждое утро спешил к милым его сердцу лошадям. Супруга частенько ему выговаривала: «Пожалей себя, отдохни, разве можно изо дня в день без выходных работать?». Отмахивался Бахтубай: «Успею, отдохну». Даже в отпуск не ходил: получит отпускные — и на следующий день снова на работу выходит.

Семья Шушаевых трудно жила: семеро детей всё-таки. Но ни разу Бахтубай своим положением героя — фронтовика не воспользовался, никогда ничего не просил. Говорил: «Главное — я с войны вернулся живой. Жена есть, дети есть, внуки — что ещё нужно для счастья? Есть люди, которым намного хуже живётся, чем мне». Вспоминает Бахтгали Бахтубаевич такой случай:

— Табунщикам на зиму положено было выдавать овчинные тулупы. Почему отцу его не выдали — неизвестно. Так бы и проходил он всю зиму в фуфайке, если бы не работающий в то время директором совхоза имени Максима Горького Николай Павлович Кожухов. Снял тулуп со своего плеча и отдал отцу.

Всю жизнь довольствовались малым Шушаевы. Жили в селе Горьковском Новоорского района, растили детей. Всем дали образование, всем свадьбы сыграли. Как правило, первое время молодые жили с родителями, а потом уходили в самостоятельную жизнь, храня и почитая напутствия родителей. Самому младшему – Кенжетаю – довелось продолжить отцовское дело – он служил в Афганистане. Именем Бахтубая гордятся его многочисленные потомки. Боевые награды Героя хранятся в Орском историческом музее. Перед смертью довелось Бахтубаю Шушаеву свидеться с однополчанами. Уже тяжело больной, в 1980 году на День Победы ездил он в Оренбург. А 30 ноября этого же года его не стало. На тринадцать лет пережила его супруга. Похоронены Бахтубай и Айслу недалеко от села Горьковского — на родовом кладбище Баузда. Потомки Шушаевых часто собираются вместе. И за семейными разговорами добрым словом поминают Бахтубая и Айслу.