Мир меча и магии Владимира Мясоедова: оренбургский писатель-фантаст выпустил очередной роман
Бывает, не подозреваешь, какие талантливые и удивительные люди живут рядом, в пределах города. Поэты, художники, музыканты… И какое же охватывает удивление, когда в книжном магазине посетитель берёт яркую книгу, чей автор подозрительно знаком – Владимир Мясоедов. Стоп! Да он же наш, оренбуржец! И недавно у него в соавторстве в Леонидом Кондратьевым вышел роман «Фальшивые небеса».
«Фальшивые небеса» сгустились над книжными
— Владимир, не так давно поступила в продажу уже 23 ваша книга – «Фальшивые небеса». О чём она?
— Главная идея – перенос атакованной террористами научной базы из далекого будущего в средневековую Европу. После этого обладатели больших бластеров и чувства собственного превосходства поспешили объявить себя небожителями и принялись всюду насаждать новые порядки. Ну а оставшиеся ученые помогали далеким предкам отразить это нашествие.
— Вы написали ее в соавторстве с Леонидом Кондратьевым, хотя, как известно, творчество – дело одинокое, и ни с кем его делить лишний раз не хочется. С ним вы в тандеме пишете уже не первую книгу. Как вы сработались?
— Первый раз мы пересеклись в комментариях сети «Самиздат». Беседа и обмен мнениями плавно перетекли в обсуждения понравившихся произведений и интересных сюжетных ходов, которые один из нас мог бы использовать в своем творчестве. Вот так и родилось сотрудничество.
— Что дало вам и вашим произведениям совместное творчество?
— Новые идеи, новых героев, новые сюжетные ходы. Главное преимущество работы с соавторами – это возможность взглянуть на те же обстоятельства под другим углом. Леонид Кондратьев много раз заставлял наших героев буквально оживать, добавляя им то, что я один вряд ли бы смог дать: новые черты личности, самостоятельность в поступках и мыслях, некоторую толику своевольности. Хороший соавтор – это по умолчанию половина успеха. На эту роль годится далеко не любой человек. Работал бы я один – уж точно сделал бы многое по-другому. А лучше или хуже – читателям решать.
Превратности судьбы и «Самиздата»
— Как Вы попали в мир большой литературы?
За начало моей творческой карьеры стоит сказать спасибо сайту «Самиздат». Читая одно произведение за другим, наблюдая за тем, как они постепенно растут и дополняются, я прокручивал в голове различные варианты сюжетов. И внезапно понял, что хочу увидеть развитие своих идей. Один из моих рассказов привлек внимание писателя Алексея Глушановского, который и порекомендовал развернуть его в полноценную книгу. Он был абсолютно уверен, что такое произведение понравится и читателям, и издательству.
— Вот это превратности судьбы! А что подтолкнуло вас к созданию первого романа – «Новые эльфы»?
— Этот роман я написал, желая показать читателям таких героев, которые не просто не сдаются, попав в тяжелую жизненную ситуацию, но и всеми силами стараются изменить мир вокруг себя в лучшую сторону. Лучше уж они поднапрягутся, но сделают все так, как им нравится, чем будут подстраиваться под чьи-то неудобные для них стандарты.
— Ваша жизнь как-нибудь изменилась после выхода первой книги?
— По большому счету она совсем не изменилась. Разве только теперь моё увлечение литературой из обычного хобби стало еще и источником заработка. И вообще, я теперь не бездельничаю с книгой, а изучаю творчество конкурентов!
фото: личный архив Владимира Мясоедова
«Попаданцы» и декорации
— Владимир, в большинстве ваших романов главные герои – попаданцы. Чем вас привлекает образ обычного человека, попавшего в мир меча и магии?
— Так проще обосновать привычную нам с вами картину мира. Согласитесь, сложно от героя античных времен ожидать, что он станет датировать события в календаре, который тогда еще и изобрести-то не успели. Однако разнообразие мер и весов – это ещё полбеды, а вот со складом ума начинаются настоящие проблемы. Легко не бояться грозы, когда знаешь о протекающих в облаках физических процессах. А вот для остальных это вполне себе полноценный гнев богов со всеми вытекающими последствиями вроде абсолютно логичной необходимости задобрить небеса кровавой жертвой.
— Это интересно для читателя?
— Да, ему интереснее читать про кого-то похожего, разделяющего те же идеалы, обладающего схожим жизненным опытом и интересами. Касательно места действия все объясняется просто: реальности людям хватает и так. Но о волшебной сказке мы все же нет-нет, да и мечтаем. Где еще можно с ней соприкоснуться, если не на страницах хорошей книги?
— В ранних произведениях вы отправляли наших современников в фентезийный мир меча и магии, а в недавно вышедших книгах уже обращаетесь к будущему: Рейд-босс на космической станции, террористы на космокрейсере в «тёмных веках»… С чем связана такая перемена?
— Просто пробую разные направления жанра и пытаюсь узнать, что у меня лучше всего получается. Результат, правда, неоднозначен.
На литературной кухне
— Как вы считаете, что дают книги Владимира Мясоедова читателям?
— Как минимум хорошее настроение. А если они их ещё чему-нибудь и научат, так я вообще буду счастлив!
— Про хорошее настроение – на литературных сайтах многие хвалят ваше чувство юмора. Но, как водится, помимо положительных отзывов есть и отрицательные. Прислушиваетесь ли к мнению читателей?
— Разумеется, мнение читателей для меня очень ценно. Хотя я и принимаю конструктивную критику, но продолжаю творить исключительно так, как сам бы этого хотел. В конце-то концов, сколько людей, столько и мнений.
— Помогает ли вам полученное образование – агрономическое и экономическое – в творческом процессе?
— Конечно! Высшее образование сказывается, все-таки оно изрядно повлияло на мой кругозор, а полученные знания реального мира помогают в моделировании разнообразных фантастических ситуаций.
— Может, у вас есть какие-нибудь ритуалы, настраивающие на творческую волну?
— Особых ритуалов нет, хватает и обычного внутреннего настроя.
— На «Самиздате» вы писали о планах и работе над будущими произведениями. Обычно вы дописываете что-то одно, а потом принимаетесь за другое или творите параллельно?
— Обычно работаю все же с одной книгой, ведь чтобы полностью переключить мысли на других героев и другой сюжет требуется как минимум пара дней. Но если вдруг какая-нибудь идея приходит в голову, откладываю все в сторону и бросаюсь её записывать, пока не забыл.
— А как вы находите новые идеи, образы, типажи? Что помогает вам?
— Просто смотрю по сторонам и стараюсь подмечать интересные детали. Взять хотя бы какого-нибудь жучка и рассмотреть попристальнее – и вот готов уже новый жуткий монстр, по сравнению с которым знаменитый по фильму «Чужой» ксеноморф выглядит вполне себе безобидным и симпатичным!
За кулисами
— Фантастика часто предсказывает будущее. А какое будущее, по вашему мнению, ожидает саму фантастику?
— Безусловно, светлое. Этот жанр будет меняться, как меняются и люди, но среди читателей никогда не переведутся желающие заглянуть за горизонты возможного.
— К наболевшему: как вы, как автор, относитесь к пиратству? Какие меры, по вашему мнению, могут его снизить?
— Вообще-то я сторонник свободного распространения информации, хотя, как правообладатель, конечно же, хотел бы получать часть прибыли тех, кто зарабатывает на моем интеллектуальном творчестве. Ну а меры борьбы… Вот когда не останется настоящих преступников, ворующих миллионы или грабящих на улицах прохожих, тогда и можно заняться литературными пиратами.
— На «Самиздате» вы создали отдельную тему для общения с читателями. Они часто пишут вам? Какие вопросы задают чаще всего?
— Файлов с моими произведениями много, просматривать комментарии к каждой из них даже на одном сайте несколько утомительно. Вот и решил, так сказать, упростить читателям обратную связь. Вопросы же приходят разные. Иногда по пишущимся книгам, иногда по уже вышедшим в печать, бывают и вовсе на посторонние темы.
— Писатели-фантасты часто любят собираться на различные конвенты и фестивали. А Вы частый гость на подобных мероприятиях?
— Нет, я домосед. Практически никуда не выбираюсь, хотя меня приглашали много раз, в том числе на известнейшую литературную конференцию российских фантастов «Роскон».
— Владимир, а кем вы работаете?
— Работаю я как раз-таки профессиональным писателем. Жаль только, что с опытом такой работы на другую должность не очень-то и берут.
— Ваш рабочий день…
— Как у всякого фрилансера – не нормирован. В среднем – по 6 часов в день, потом становлюсь усталым, а сочинять в таком состоянии как-то очень. Но могу несколько дней не браться за текст, а потом объявляю аврал и печатаю по 18 часов в сутки. И это — не преувеличение! Несколько раз снисходило вдохновение и вышедший за сутки текст равнялся 40-50 тысячам знаков, то есть примерено 6-8% от целой книги.
— Как вы считаете, что главное в литературе?
— Стремление автора передать читателю свое видение мира и дать ему возможность учиться на ошибках выдуманных персонажей.
— Сложно ли после мира меча и магии погружаться в серую реальность?
От действительности, данной нам в ощущениях, при помощи фантазий при всем желании не скрыться. Они лишь придают ей чуть больше ярких красок.
— Что бы вы хотели перенести из последней книги в реальную жизнь?
— «Фальшивые небеса» не очень-то добрая книга. Коктейль из средневековых предрассудков и высокотехнологичной тоталитарной секты лучше рассматривать с максимально далекого расстояния. И, увы, некоторые из поднятых в ней проблем можно найти и в реальности, пусть они и не столь явно выражены…