Оренбурженка приняла участие в съемках фильма «Батальон»
Недавно на экраны страны вышел фильм «Батальонъ». Он о созданной в конце Первой мировой войны, летом 1917 года, 1-й женской «команде смерти», которой командовала старший унтер-офицер, затем прапорщик и подпоручик Мария Леонтьевна Бочкарёва. О съёмках этого фильма я узнал много раньше премьеры, так как в нём снималась кувандычанка, бывшая «шоумэновка» Анастасия Скрипник. Ее фотографии периода съёмок я увидел в «Одноклассниках» и попросил рассказать о себе и о фильме «Батальонъ».
— Родилась я в 1990 году в городе Ангарске Иркутской области. Когда мне было 4 года, родители приняли решение о переезде в Кувандык. Меня устроили в детсад «Теремок», а мама и отец поступили на работу в редакцию газеты «Новый путь».
В шесть лет пошла в школу в экспериментальный гимназический класс школы № 3. Мой класс стал одним из первых шагов на пути нашей школы к статусу гимназии. Ирина Васильевна Марухина еще долго припоминала мне мой «замечательный» почерк, который не исправило даже время. Помимо общего образования постигала музыкальную грамоту под руководством Елены Геннадьевны Кисилевой, человека огромного терпения и веры в своих подопечных. Занималась в театре-студии «Шоу-мэн», играла в футбол, баскетбол, бегала на горнолыжку.
В 2003 году мамы не стало, и мы с отцом решили вернуться в Ангарск, где я в 16 лет окончила лицей. Задумалась о продолжении образования, поступила в юридический институт Иркутского государственного университета. Спустя месяц после получения диплома о его окончании уехала в город своей мечты — Санкт-Петербург.
Освоилась довольно быстро, жизнь вошла в колею. Дом, работа, друзья, коллеги. И тут мне на глаза попало объявление в Интернете: «Ищем девушек, желающих принять участие в съемках исторического фильма и готовых ради этого обриться под 9 мм…» Я прочитала краткое описание будущей картины: война, героические девушки… Выглядело все это очень романтично. И я решилась. Волосы отрастут, а такое никогда не забудется.
В первый день съемок нас вывезли под Псков, в Пушкинские Горы. Оказалось, что многие себя переоценили. Девочек собирали по всему региону, многих брили прямо там. Кто-то смело, с гордостью садился перед цирюльником, у кого-то в глазах стояли слезы, а некоторые и вовсе не смогли. Но это было лишь начало. Получили форму. Девчата забыли об утреннем испытании со стрижкой. В глазах появился блеск, спины выпрямились. В тот день мы поняли, что сапоги и портянки лучше, чем носки и ботинки, что ни один крем не спасет от палящего солнца и что винтовки будут настоящими.
Почти три сотни девочек прожили этот фильм. Купались в реке в октябре, ползали в грязи в ноябре в полном обмундировании и с копнами сена на спине, бежали в атаку в противогазах, с настоящими штыками и одной-единственной мыслью: «Только не упасть, сзади ведь тоже штыки». А когда за твоей спиной зажигают стену огня и волосы на твоем затылке плавятся от жара, ты бежишь не на камеру, ты бежишь от страха. Любимая фраза: «Стоп, снято! Спасибо, девочки!»
После трех-четырех месяцев съемок актрисы второго плана, как мы числились на балансе картины, возвращались в цивилизацию, в город. Мы видели друг друга издалека. И дело не только в бритых затылках. Не хватало винтовки на плече. Куртка казалась невесомой, ведь ты привыкла к шинели. А в карманах недоставало сушек с маком, которые стали практически визитной карточкой…
Потом был Кронштадт. Забавно было переживать фильм в обратном порядке. Боевка, учебка, присяга…
Весна. Кронштадт. Форт «Шанц», песчаный берег Балтики. Там мы встречали закаты и рассветы, дрались не всерьез, бросали гранаты и грелись у печки. И там же была полоса препятствий. Ее прошли все. И не один десяток раз. Тяжелая винтовка. Мокрый песок и шинель. Колючая проволока и высокая стена. Дождь, пронизывающий ветер. Это было испытание для каждой из нас.
После перебрались на Дворцовую площадь, отстаивать командира (Бочкареву арестовали. А батальон стоял под окнами, просил освободить командира). Ночь под дождем стала реальностью, нас всю ночь поливали перед камерами.
Было много хорошего. Дружба, взаимопомощь, искренность, сочувствие. Сон в Михайловском замке — многие ли могут этим похвастаться? Батальон существует по сей день. Уже не на поле боя и не под камерами, но мы общаемся, дружим и помним, что женщины опять доказали (пусть и самим себе): они могут многое.
Профессиональные актрисы, кстати, не особо отделяли себя от нас. Жили в тех же условиях, ели то же самое, что и мы. Может, только шинели их были чуточку светлее, для фокуса. Ирина Рахманова и Мария Аронова ближе всех были. Янина Малинчик, самый яркий персонаж в фильме, тоже проста в общении. Рахманову вообще за свою считали, она не отделялась. А от Ароновой порой поддержки было даже больше, чем от ставших родными бригадиров. Известная молодёжи по «Универу» актриса Мария Кожевникова постоянно опаздывала на съемки, ну ей, наверное, можно: она депутат Госдумы и общественный деятель. Частым гостем на съёмках был Игорь Угольников, автор идеи фильма и его продюсер.
А про нынешнюю жизнь… Я работаю ревизором в телефонной компании, постоянно в разъездах по Северо-Западному округу. По специальности не пошла, но знания, полученные в институте, часто помогают в работе и жизни. В Кувандыке живут бабушка, крёстная, много родных, друзья и подруги детства. О Кувандыке не забываю, приезжаю при первой возможности, я выросла там. Воспоминания детства, река, горы, солнце… Для меня Кувандык — «Долина счастья».
Фото из личного архива Анастасии Скрипник