Дмитрий Шурыгин: Чутьё водителя и точный расчёт сохранили жизнь
В понедельник — День памяти и скорби. Миллионы советских людей поднялись на защиту Отечества. И среди них — оренбуржец Дмитрий Шурыгин.
Для нашей семьи 2015 год — год особой, знаковой памяти. В ноябре нашему папе Дмитрию Васильевичу Шурыгину исполнилось бы 90, но уже почти 25 лет прошло с тех пор, как мы расстались навсегда…
Дмитрий Васильевич не любил много рассказывать о том страшном времени. Он не озлобился и не ожесточился, был очень позитивным и приветливым, заботливым и скромным, добродушным и увлечённым отцом, другом и верным сыном своей Родины! К счастью сохранились его воспоминания о тяжёлых фронтовых буднях, фотографии военных лет и награды, среди которых орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
... Война ворвалась в жизнь нежданно. Разрушила все планы и мечты. Семья Шурыгиных из Пилюгина перебралась в Бугуруслан. Как горькое предзнаменование грядущей беды — зимой 1941 года от тяжёлой болезни умер отец, Василий Иванович. Осенью 1943 года Дмитрий, выучившись к тому времени на шофёра в ремесленном училище, был призван в ряды Красной армии и вскоре отправлен на фронт. Страшно представить, что творилось в душе 18-летнего юноши Мити, его мамы Евдокии Степановны (верующей, зашившей крестик в его нательную рубаху), единственным сыном которой он был! Но нужно было исполнять воинский долг…
Это было уже время перелома, когда советские войска освобождали оккупированную территорию нашей страны и гнали врага на запад. Товарняк вёз молодых солдат-новобранцев к линии фронта мимо разрушенных городов и сёл. Часть пути приходилось преодолевать пешим ходом. Страшно было видеть пепелище вместо населённых пунктов и израненную землю…
С начала фронтовой жизни и до последнего дня солдатской службы Дмитрий колесил по военным дорогам в составе взвода обеспечения 62 гвардейского танкового полка, доставляя топливо и боеприпасы танкистам. Шансов выжить под ураганным огнём противника у фронтовых шофёров было немного, приходилось учиться мастерству вождения в любых условиях. Сжималось сердце, когда раздавался протяжный вой пикирующих «юнкерсов» или гул проносящихся над головой снарядов… Но руки крепко сжимали чёрный эбонит руля, мозг отсчитывал мгновения до разрыва очередной бомбы и давал команду «Газ! Тормоз! Влево! Вправо!» И веер пуль ложился впереди или сзади машины, разрыв снаряда оставался в стороне, и лишь порой горячая ударная волна подбрасывала грузовик.
Именно чутьё водителя и точный расчёт сохранили жизнь Дмитрию в Германии, когда нужно было проехать через участок, плотно простреливавшийся немцами. Уже сгорели несколько машин, пытавшихся проскочить. Дмитрию удалось это сделать! За проявленные при этом мужество и находчивость он был награждён медалью «За отвагу».
По воспоминаниям Дмитрия Васильевича, всякий раз словно что-то обрывалось внутри, когда приходилось хоронить друзей — молодых парней, которым бы жить и жить. Можно привыкнуть к бомбёжкам и обстрелам, к недоеданию и недосыпанию, но к смерти близких привыкнуть невозможно. Один такой случай произошёл в немецкой деревушке, куда пригнали трофейную технику. Группа солдат и офицеров горячо обсуждала последние бои, люди строили планы на мирную жизнь. Шальной снаряд накрыл всех. Выжили немногие, в их числе был раненый Дмитрий Шурыгин…
Весть о Великой Победе застала его на пути к Праге. Какая это была радость! Слёзы счастья, пальба в небо из всех видов оружия, букеты цветов от местных жителей! Яркий, ослепительно-солнечный день, словно сама природа радовалась окончанию проклятой войны! И Дмитрий вложил немалую частицу своего ратного труда в приближение этой светлой даты!
После окончания войны он не сразу вернулся домой, ещё четыре года не снимал гимнастёрку и сапоги (На фото: Дмитрий Шурыгин на подножке автомобиля. Германия. 1945 год). Наконец возвращение в родной Бугуруслан, учёба в вечерней школе, нефтяном техникуме… Этапами дальнейшей мирной жизни Дмитрия Васильевича была работа на заводе «Радиатор» и в автоколонне №1820, которой отдано 25 лет безупречного труда. Он страстно увлекался пчеловодством и очень любил во все времена года каждый день встречать рассвет.
В 1956 году Дмитрий встретил свою любовь. 34 года они прожили душа в душу вместе с Зоей Михайловной, которая и ныне свято чтит память о своём необыкновенно простом и добром Мите. Взрослыми и семейными стали мы, две дочери. Родились две внучки и два внука, появились на свет пять правнуков! Это стало возможным благодаря судьбе, по воле которой выжил на войне солдат Шурыгин.
Татьяна, Ольга, дочери