Александр Ярилов: «Оренбургский арбузник» пройдет под знаком 25-летия театра кукол «Пьеро»

Оренбургский муниципальный театр кукол «Пьеро» отмечает в 2016 году 25-летний юбилей. И ровно половину этого срока театр проводит международный театральный фестиваль «Оренбургский арбузник». Проводимый раз в два года этот фестиваль будет восьмым по счету и, как всегда, очень ярким по наполнению. О театре и фестивале рассказал RIA56 художественный руководитель театра и директор фестиваля, заслуженный артист РФ Александр Ярилов.

 — Театр «Пьеро» прожил 25 лет достаточно стабильно: от маленькой передвижной труппы постепенно дорос до театра, который стал желанным гостем на самых престижных театральных фестивалях, с мнением и позицией которого считаются, который – единственный из оренбургских храмов Мельпомены – стал участником внеконкурсной программы «Золотой маски». Но говорят, что любому театру, как, впрочем, и другому коллективу, нужны потрясения, иначе он превратится в застойное болото. Что для Вас значит стабильность в искусстве?

 — К понятию стабильность я отношусь положительно, потому что по натуре я сам человек стабильный. Но в театральном искусстве это понятие нужно оценивать индивидуально. Вот, например, театр «Ленком» под руководством Марка Захарова. Считаю его очень стабильным коллективом, в том смысле, что он работает без провалов, все, что выходит к зрителю на сцене этого театра, становится интересным, во всяком случае, о его премьерах говорят. Равнодушных нет. С другой стороны, есть какой-либо маленький театр на окраине, где не очень сильная труппа, слабый постановочный цех, репертуар – так себе. Но это тоже вроде бы стабильность. Поэтому надо различать.

Когда мы с Мариной (Марина Ярилова – главный художник театра «Пьеро», заслуженный художник России – RIA56) уходили из областного театра кукол, где проработали пять лет, то уходили мы просто в никуда, с одной лишь мечтой – создать свой, новый, не похожий на других театр. На первых порах нашей главной задачей было создание новых спектаклей и показ их широкому зрителю, не только Оренбурга и области, но всей страны. Мы хотели быть разъездным театром. Так и случилось: наша первая постановка «Елена Премудрая» сразу поехала на фестиваль в Самару. Причем  ехали мы на поезде, везли с собой декорации и прочую аппаратуру в обычных ящиках. Но, приехав на фестиваль и показав спектакль, мы заставили говорить о себе и зрителей, и критику. То есть, это была первая победа.

Вначале нас было всего пять человек, и мы справлялись. Кстати, приведу курьезный пример. Еще когда я работал в областном театре, мы активно ездили на международные фестивали, в частности, во Францию. А они приезжали в Оренбург. И вот, когда на вопрос директора театра из города Бланьяк, — сколько человек у нас в коллективе? – он услышал цифру 90, то никак не мог поверить. Дело в том, что в его театре всего 3 штатных единицы – директор, администратор и техник. Все остальные набираются по контракту на конкретную постановку. «Какая же у вас богатая страна! – не уставал удивляться он – содержать такое количество людей – это разорительно!» Но в те году у нас главенствовала «железобетонная» стабильность. И о работе по контракту не могло быть и речи.

Сейчас в нашем театре 30 человек, но я всех их знаю, знаю все проблемы и чаяния, мы живем как одна семья. Это именно та стабильность, которая помогает в работе и творчестве.

— Давайте вернемся к фестивалю. Как он родился и почему получил такое название – «Оренбургский арбузник»?

Когда пришла пора, мы все-таки поняли, что мотаться в качестве разъездного театра пора заканчивать, и надо обзаводиться собственным помещением. Тогдашний глава администрации Оренбурга Геннадий Павлович Донковцев предложил нам  вот это здание, бывший клуб «Орленок». Находилось оно в полнейшем запустении – не было ни отопления, ни водоснабжения, стены держались на честном слове – в общем, кошмар! Но я понял, что, если мы откажемся, то не получим вообще ничего. И тогда мы потихоньку начали ремонт своими силами. Утром играли спектакль, получали за него деньги, ехали в магазин, покупали обои, побелку, шпаклевку и т.п. Потихонечку привели в порядок административное помещение. Но на зрительный зал и фойе сил и средств у нас не было. Тогда как раз главой города стал Юрий Николаевич Мищеряков, и я, зазвав его в гости и объяснив ситуацию, попросил помощи. Он согласился, не раздумывая. И уже на следующий день к нам пришли люди, которые вплотную занялись ремонтом. Но как это обычно бывает в нашей стране, вскоре работы застопорились, и тогда я решился на авантюрный шаг. В очередной раз встретившись с Мищеряковым, я сказал, что неплохо было бы совместить открытие театра и проведение театрального фестиваля. Юрий Николаевич опять согласился, и работа закипела. Так что первый фестиваль мы встречали в стенах, которые еще пахли свежей штукатуркой. А название придумала тогдашний завлит театра Татьяна Юлаева. Конец сентября – это время арбузов, тем более, что тогда марка наших соль-илецких красавцев была еще не так популярна. Мы попробовали – и опять не ошиблись. Теперь показать свое искусство и заодно попробовать полосатую ягоду стремятся десятки коллективов со всех уголков не только России, но и мира.

Конечно, у нас нет таких роскошных интерьеров, зимних садов и мини-зоопарков, как, например, в Омске, но у нас есть другое, на чем я категорически настоял – внимательное отношение к каждому гостю, доброжелательность, отличное питание и проживание в лучших гостиницах. И это тоже наша марка.

— Несколько слов о нынешнем, уже восьмом фестивале. Вы все году говорили, что одной из главных проблем является формирование афиши: слишком много желающих, тяжело производить отбор. А как в этом году?

Примерно так же, как и раньше. Очень много заявок поступает в начале, потом приходится делать отсев. Многие отпадают сами, узнав, что наш фестиваль миниформатный, большие спектакли мы не в силах принять. И к тому же – проезд за их счет. В результате остались театры и спектакли, которые представлены в афише. Надеюсь, они не разочаруют зрителя. Сразу хочу предупредить – в основном, это постановки, в которых занято минимальное количество артистов – 2-3, а то и вообще один. Но от этого спектакль не становится менее интересным.

 — От каких постановок зрителям ожидать сюрпризов? Что будет совсем уж необычно?

Не сомневаюсь, что в каждом спектакле будет своя изюминка. Это зависит от вкусов аудитории. Но советую не пропустить спектакль театра «Аладдин» из Болгарии – «Рыбак и золотая рыбка», театра из Ханты – Мансийска «Спящая красавица», моноспектакль из Гатчины «Рыжая Пеппи – Пеппи-Длинный чулок», и несомненно, блистательное шоу «Цирк на нитях» нашего доброго друга Виктора Антонова из Санкт-Петербурга. Для взрослого зрителя приятным сюрпризом станет моноспектакль «Ёлочка», подготовленный моим давним другом Гришей Гольдманом.

Впрочем, я не прав, выделяя кого-то из общей программы. Все спектакли будут интересны. Приходите.