Мария Григорьева: Юность закончилась в пятнадцать лет
За плечами Марии Константиновны Григорьевой из Бугуруслана Оренбургской области долгая жизнь. Не один десяток лет наполнены самоотверженной работой, заботой о детях, семье. Но задор, огонёк в глазах эта женщина сумела сохранить до пожилого возраста.
Маша Глинская родилась в селе Коптяжево в многодетной семье. Жили трудно. В 1935 году переехали Глинские в Пилюгино, в свиносовхоз «Пролеткульт». Отец, инвалид, работал на дому сапожником. Известие о начале войны в Пилюгино пришло из сельского репродуктора — для многих, как гром среди ясного неба. Пятнадцатилетняя Маша с подружками на лужайке плела веночки… А на следующий день в село приехал крытый брезентом грузовик, в котором сельские парни отправились защищать Родину.
И без того нелёгкая жизнь заставила взрослых и детей, стариков забыть о личном благополучии и все силы, устремления направить на помощь фронту. Марии Фроловне, маме Маши, с началом войны пришлось стать продавцом и хлебовозчиком. В любую погоду до 1944 года ездила на лошади по близлежащим посёлкам, деревням, фермам. Крытая будка на гужевой повозке служила буфетом. Работающим полагалось на талон 400 граммов, иждивенцам — 200 граммов хлеба. Маша и сестра Аня помогали ей, в основном зимой, подсчитывать талоны, разрезать и взвешивать драгоценные кусочки. С весны по осень — ждала работа в поле: сеять, полоть, убирать, молотить. Урожай отправляли на элеватор в город — всё для фронта, всё для победы.
— Голодно было, — вспоминает Мария Константиновна военное лихолетье. — Собирали уже на убранном поле колоски, зёрна насыпали между двух камней-жерновов, получалась мука-не мука, крупа-не крупа, но варили, ели. Картошку выковыривали из земли… Пришлось хлебнуть моему поколению.
Летом 1944 года Мария Глинская получила повестку из военкомата. Она в числе других девушек должна была освоить профессию военного водителя в Бугурусланской школе ДОСААФ и отправиться на передовую. Но Маше очень хотелось быть не шофёром, а врачом или хотя бы фельдшером. Параллельно с занятиями в ДОСААФ упорная девушка сдавала экзамены в медтехникум. И поступила! От занятий на курсах водителей её освободили. Годы учёбы в техникуме тоже были непростыми. Отец к тому времени уже умер, у мамы возможности помогать не было. Девушке, благо жила в общежитии, приходилось совмещать учёбу с работой — секретарём у директора техникума, заведующей клубом учебного заведения.
– Нам талончики на хлеб выдавали, я их копила, талоны эти. Накоплю, отоварю, хлеб продам — одежду куплю. Буфетчице помогала талончики клеить, сортировать. Она мне в благодарность крупки давала. Так и выкручивалась. В юности особенно приодеться хочется, правда ведь?
Всю группу молодых фельдшеров 1947 года выпуска направили в Кёнигсберг. Но так получилось, что Глинская со всеми уехать не смогла. Девушка кинулась в горком комсомола. Тогдашний секретарь горкома комсомола Н.И. Маркелов направил пионервожатой в Кирюшкинскую школу. В деревне Мария проработала несколько лет, вышла замуж, родила дочку и сына. И только в 1952 году ей удалось устроиться на работу по любимой специальности. Семья переехала в город. И в МСЧ НГДУ появилась новая сотрудница. Но организационный талант, погружённость в профессию в полной мере проявились несколько позже, когда Мария Константиновна возглавила здравпункт товарно-транспортной конторы (нынешнее Бугурусланское районное нефтепроводное управление). Без малого 40 лет отдано предприятию! В здравпункте были и приёмная, где осматривала посетителей фельдшер Григорьева, и процедурная, и физкабинет, и зубной. Они содержались, как и санитарные посты в цехах, в идеальном состоянии. Всех пациентов, посетителей Мария Константиновна встречала приветливо и с неизменной улыбкой. Кроме лечебной деятельности, заведующая здравпунктом вела большую работу по профилактике заболеваний, организовывала профосмотры, диспансеризацию, оформляла санпосты в цехах, пропагандировала донорство (сама — первая сдавала кровь, между прочим, почётный донор) и т. д., и т. п.
А ещё четверть века проводила медосвидетельствование водителей БРНУ перед рейсами. В те годы санитарная дружина (были такие на предприятиях) нефтепроводчиков была лучшей в городе. С состязаний победители всегда возвращались с песнями, а приветствовать их выходили и руководство, и рабочие. На областных соревнованиях сандружина, подготовленная Григорьевой, неизменно занимала призовые места.
– Урал Мударисович Субаев очень нас, сандружину, поддерживал. Серьёзно относился к вопросам санитарного просвещения, — с благодарностью, тепло отзывается Мария Константиновна о бывшем начальнике БРНУ. (Ей есть с кем сравнивать: работала при пяти руководителях).
В 1959 году у Марии родилась ещё одна дочка. Дети требовали заботы и внимания. На всё хватало её сил и энергии.
– Трудилась я всегда с огоньком! Приходилось и подрабатывать: брала ночные дежурства в городских больницах, на заказ шила, даже поросят держала… Что помогало везде успевать? Песня! Петь очень люблю, 20 лет в хоре ветеранов выступала…
Не обо всех трудностях можно рассказать, не со всеми проблемами поделиться с широкой публикой. Можно с уверенностью сказать, что эта женщина все испытания, какие посылала ей судьба, выдержала. Её любили и почитали и до сих пор тепло вспоминают нефтепроводчики, уважали коллеги. Ветеран бережно хранит Почётные грамоты, а в трудовой книжке — больше десятка благодарностей. Она вырастила достойных детей. Имя старшей дочери — Нелли Васильевны Чучупаловой, врача-пульмонолога, — известно не только в Бугуруслане. А ещё богата Мария Константиновна 6 внуками, 4 правнуками (скоро должен родиться пятый). Пятеро членов большой семьи трудятся в любимом ею Бугурусланском РНУ.
Недавно в клубе «Надежда» участникам и ветеранам войны вручали юбилейные медали. Получила её и Мария Константиновна Григорьева. И теперь парадное платье ветерана украшают семь медалей, среди которых — «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».