Александр и Зинаида Филипповы: Лебединая верность
«Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Так заканчиваются многие сказки. Но подобное развитие сюжета случается и в жизни. Пример тому — судьба супругов Филипповых из Бугуруслана Оренбургской области.
В апреле 2012 года с разницей в десять дней окончили земной путь Александр Григорьевич и Зинаида Феопентовна Филипповы. Я была знакома с этой интеллигентной супружеской парой, но интересные подробности их жизни не знала. Восстановить их удалось с помощью старшего сына Александра Александровича Филиппова. Он согласился со мной, что такие отношения, как у его родителей, — достойный пример для подражания. Но в самом начале повествования разговор повёл не о них, а о своих дедушках и бабушках, у которых тоже были крепкие семьи.
Григорий Александрович — дедушка по отцовской линии — обслуживал центральные углевыжигательные печи на металлургическом заводе в Златоусте. В голодные годы после Гражданской войны он вместе с рабочими завода отправился в Оренбуржье, чтобы обменять гвозди и хозяйственный инвентарь на хлеб. Там в селе Куроедово (Бугурусланский район) познакомился с будущей женой Марией Васильевной. А в следующем году увёз суженую в Златоуст.
В браке у Александра и Марии родились четверо детей. Дедушка Феопент (по материнской линии) работал в Златоусте в паровозном депо. В Гражданскую сражался с Колчаком, получил ранение, контузию. У них с женой было пятеро детей. Младший сын погиб в годы Великой Отечественной войны.
Чтобы помогать родителям, Александр Филиппов, 1921 года рождения, пошёл работать учётчиком на нефтебазу (там трудился отец), а из обычной школы-семилетки перевёлся в вечернюю. Способный к учёбе, любознательный паренёк в 30-е годы прошлого века участвовал в ликвидации неграмотности — прямо на рабочем месте обучал взрослых чтению и письму. В это же время ликвидацией неграмотности на железнодорожной станции Златоуст занималась его ровесница Зинаида.
Когда объявили набор на шестимесячные курсы учителей, выпускники семилетки Саша и Зина сразу записались на них. После знакомства выяснилось, что у будущих педагогов много общих интересов. Глядя на молодых людей, можно было предположить, что вместе они смогут горы свернуть. Очень быстро юноша и девушка поняли, что полюбили друг друга…
Когда 17-летние Зина и Саша сообщили в ЗАГСе о своём желании вступить в брак, им предложили повременить с важным решением до наступления совершеннолетия. Но год ожидания для влюблённых представлялся целой вечностью. И, уверенные в своих чувствах, они стали жить вместе, как сейчас бы сказали, гражданским браком.
В 18 лет у Саши и Зины родился первенец Сашенька. А через два года Александра-старшего призвали в армию. Молодого педагога направили служить в Свердловск, в штаб Уральского военного округа.
— Там мои родители, наконец-то, расписались, а на меня им выдали свидетельство о рождении, правда, с грамматическими ошибками в фамилии и отчестве моей матери, — уточняет Александр Александрович Филиппов.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, и незакончивший службу в армии Александр-старший оказался на фронте. Он воевал на Четвёртом Украинском фронте. Участвовал в битве за Днепр, в освобождении от фашистов Правобережной Украины, Крыма, Карпат и Чехословакии. В одном из боёв получил тяжёлое ранение в ногу. Войну окончил в Праге в звании капитана. Вклад в Победу Александра Филиппова был отмечен орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2 степени.
Трудности военного времени Зина стойко переживала вместе с тружениками тыла, искренне веря, что обязательно вместе с сынишкой дождётся своего любимого. Так и случилось. После известия о Победе Александру Григорьевичу ещё целый год пришлось вести борьбу с бандеровцами, а потому он перевёз жену с ребёнком на Западную Украину в город Дрогобыч. Чувство тревоги за мужа не покидало Зину, но главным было ощущение радости и счастья от того, что после долгой разлуки они с Сашей наконец-то оказались вместе. Два любящих сердца, как прежде, бились в унисон!
На Урале, куда переехала молодая семья, было голодно, и майор запаса Филиппов принимает решение перебраться в Бугуруслан на свою малую родину. Александр Александрович Филиппов вспоминает, что последний год перед школой он жил в селе Баймаково у бабушкиной родни — там было проще прокормиться.
Переехав в Бугуруслан, семья фронтовика Филиппова поселилась в старом сыром подвальном помещении на улице Ворошиловская (ныне Краснознамённая). Александр Филиппов окончил Куйбышевский пединститут, университет марксизма-ленинизма при горкоме партии. Сначала работал инструктором, затем заведующим организационным отделом горкома партии. Когда сын Саша учился в четвёртом классе, Александру Григорьевичу дали квартиру на улице Нефтяников. А ещё через пять лет семья Филипповых переехала на улицу Чапаевскую, где у Александра Григорьевича и Зинаиды Феопентовны родился второй сын Лев.
В разные годы Филиппов был директором восьмилетней школы №5, преподавал в нефтепромысловом техникуме, заведовал заочным отделением этого учебного заведения. За успехи в подготовке специалистов ему было присвоено звание «отличник нефтяной промышленности», а Зинаиде Феопентовне, отдавшей школе многие годы, — «отличник народного образования».
Вспоминая своих родителей, Александр Александрович говорит, что между отцом и матерью никогда не было ссор. Их отношения отличались особой теплотой и сердечностью. Одним словом, жили душа в душу. Двадцать четыре года, до самой смерти, с Филипповыми жила бабушка по отцовской линии. Отношения между свекровью и снохой были, как между матерью и дочерью.
Дома Саша не ощущал, что его родители — педагоги. Никогда не докучали нравоучениями. Но, несмотря на отсутствие жёсткого контроля, мальчик всегда стремился к тому, чтобы папа и мама гордились им: в школе был отличником, научился фотографировать. В струнном оркестре Дома пионеров играл на домре и мандолине. В 1953 году стал чемпионом Оренбургской области по спортивной гимнастике. Во всех увлечениях папа и мама поддерживали сына. Повзрослев, Александр стал надёжной опорой своим родителям. С 1975 года в силу жизненных обстоятельств он постоянно жил с ними.
— Отец только казался крепким, а на самом деле и сердце, и желудок, и кишечник у него были никудышными. Мама со своим слабым здоровьем, как добрая нянька, ухаживала за ним, — вспоминает Александр Александрович, — а когда его не стало, всё причитала: «Жди, я скоро приду». После похорон мужа ей с каждым днём становилось всё хуже и хуже, и спустя всего десять дней она умерла…
Потому и ушли друг за другом, что не представляли себе жизнь поодиночке, уверен мой собеседник. Войну, голод, разруху пережили… И никаких обид, взаимных упрёков. Сутью семейной философии Зинаиды и Александра Филипповых всегда была душа, а не деньги. А красивая любовь замечательной пары воплотилась и продолжается в детях, внуках и правнуках.