Владимир Флейшер: Оренбург – это город моего становления как личности, в том числе и поэтической

В областной библиотеке им.Крупской состоялся творческий вечер известного деятеля культуры. Огромный конференц-зал давно не видел столько посетителей, которые пришли туда по велению сердца. Как сказали организаторы вечера, — не было ни пригласительных, ни дополнительных звонков,  — только сообщение о встрече с нашим земляком, выступающим, в данном случае, в качестве поэта, Владимиром Натановичем Флейшером. Но пришло столько людей, что не хватило даже дополнительно поставленных стульев. Это весьма примечательный факт, который характеризует и героя дня, и его друзей и знакомых. Эта характеристика заключается в том, что Владимира Флейшера помнят и любят в Оренбурге, городе, для которого им сделано немало.

Сам Владимир Натанович планировал, в основном, почитать новые стихи, но получилось, что выступающих было много, причем, каждый из них считал своим долгом обязательно прочитать любимое стихотворение уважаемого гостя. Напомним, что Владимир Флейшер с 1981 по 1995 году работал директором и художественным руководителем областного театра кукол, потом его назначили на должность председателя областного комитета по культуре и искусству и председателя Оренбургского отделения Союза театральных деятелей.

Первым взял слово известный оренбургский поэт Геннадий Хомутов, который в течение уже сорока лет руководит литературным объединением им. В. Даля, где проходили все стадии становления ныне очень известные не только в Оренбурге, но и в стране писатели и поэты. Геннадий Федорович вспомнил 15-летнего парнишку, который пришел к нему с «кучей посредственных стишков», в которых мэтр сумел углядеть наличие «жемчужных зерен». С тех пор начались занятия, которые положительно способствовали укреплению поэтического дара молодого человека. Хомутов напомнил также и о независимом характере своего воспитанника, который, вечерами разгружал машины в магазине, чтобы иметь собственные средства к существованию. После этих воспоминаний Геннадий Федорович прочитал пару стихотворений Флейшера периода занятий в Объединении, которые он бережно хранил все годы.

Следующим выступил нынешний художественный руководитель областного театра кукол Вадим Смирнов. Он сказал, что все эти годы связь театра и Владимир Натановича не прерывалась ни на день. Приезжая в родной город Флейшер обязательно шел в театр, иной раз просто посмотреть спектакль, а иногда и помочь добрым советом.

 — Кстати, — отметил Смирнов, —  у нас в артистической висит портрет вовсе не Станиславского, а Владимира Натановича Флейшера. Смотря на него, мы как бы сверяем с ним свой путь.

Сменивший Флейшера на посту главного руководителя культуры области, Виктор Ренев, обратил внимание, что задел, оставленный Флейшером после его ухода, оказался столь крепок и основателен, что одной из главных задач было – не разрушить им созданное.

Художественный руководитель драматического театра им. М. Горького Рифкат Исрафилов отметил огромную роль Владимира Натановича в открытии у нас Института искусств. Кстати, было отмечено, что Оренбургский вуз оказался последним в списке учебных заведений в сфере культуры, открытым в России.

Нельзя не сказать о том, что на встречу пришли не только деятели культуры, но и друзья студенческой юности, учившиеся в пединституте. Сокурсник Евгений Урбанович вспоминал о человеческой надежности Флейшера и его умении со всеми найти общий язык, а Татьяна Шебаршова выдвинула  три главные составляющие того, почему он по-прежнему искренне уважаем и любим. Вот эти тезисы. Перове — он умеет «вкусно» жить, так чтобы все вокруг радовались вместе с ним. Второе — он способен на крепкую дружбу вне зависимости от обстоятельств. Третье — он умеет любить, причем не за «что-то» или «для чего-то», а просто ЛЮБИТЬ.

Главный герой вечера с удовольствием читал новые стихи, причем их было много, но это ничуть не утомило аудиторию, которая требовала «еще и еще». Среди всего многообразия впечатлений, уделить время для интервью – сложно, но Владимир Натанович его нашел и ответил на некоторые вопросы RIA56.

 — Как Вам удается сочетать весьма сложную административную работу с сочинением стихов?

 — Я – человек органичный, мне ничего не мешает, а, наоборот, помогает. И эта, казалось бы, не творческая административная деятельность может стать творческой. Смотря как к ней подойти.

 — Театр «Эрмитаж», в котором Вы сейчас работаете – один из тех, про которые говорят – «не чужд эксперимента». Как Вам живется в этой непростой театральной стихии?

 — Да, наш театр непростой, во многом хулиганский, с яркой клоунской направленностью. Но, когда Михаил Захарович Левитин пригласил меня на работу, я ни минуты не сомневался, потому что там очень интересно. Что же касается якобы сложностей театрального языка, то вот мы только что выпустили спектакль по пьесе Валентина Катаева «Маленькое воскресное приключение». Так это очень простая и безумно смешная постановка для тех, кто, грубо говоря, приходит в театр «поржать».

 — Но с другой стороны в репертуаре театра есть «Мамаша Кураж и ее дети» Брехта, спектакль от которого кровь стынет в жилах…

 — Так это и есть настоящий театр. Он доложен быть разным, но главное – всегда талантливым.

 — Что интересного готовит «Эрмитаж» в ближайшее время?

 — Вообще-то о планах не принято рассказывать, но вам скажу, потому что это связано с Оренбуржьем. Мы с Михаилом Захаровичем Левитиным задумали новый экспериментальный проект под названием «Цари», в основе которого – «Борис Годунов» Пушкина и «Пугачев» Есенина. Вот завтра собираюсь проехать по пушкинско-пугачевским местам, чтобы напитаться духом того времени.

 — Вы часто приезжаете в Оренбург, что он для Вас, кроме, как город детства и юности?

 — Что Вы! Оренбург – это город моего становления как личности, в том числе и поэтической. Я горжусь тем, что я – оренбуржец.