Римма Попова: Немец заставил маму первой попробовать еду

Жительница Беляевского района Оренбургской области Римма Попова была еще ребенком, когда началась война. Тогда вместе с семьей они жили в Курской области, а потому с фашистами им пришлось столкнуться лицом к лицу.

В тот день мама вернулась домой с поля раньше обычного, и сказала детям страшную весть: началась война. И вот задымили русские печи. Стали люди собирать родных в дорогу: пекли хлеб, рубили птицу, стирали белье. Провожали солдат в дорогу со слезами, понимая, что не все вернутся домой. А вскоре фашисты оккупировали Курскую область. Так в семью Поповых пришла война.

Видела юная Римма июльское отступление наших войск. Израненные и измотанные боями воины брели через поля с наливающейся рожью, и так жалко их было, что не передать словами! Следом за ними через село Знаменское шла колонна немецких войск. Гордые победители ехали на велосипедах, черных мотоциклах, грузовых и легковых автомобилях, а тяжеловозы тянули за собой большущие телеги, груженные вещмешками и амуницией бравых «зольдатен». Пожаловавший в хату Поповых светловолосый «гость» на ломаном русском нагло попросил у хозяйки: «Матка, млеко, яйки!» Мама протягивает ему молоко и яйца, а он кричит: «Найн, найн!». Яичницу ему подавай! Вот где страху натерпелись, боялись, что расстреляют. Заставил немец маму отведать первой яичницу и молоко. Видно боялся, что стряпню могут отравить.

Однажды разместившиеся в доме солдаты ужинали за столом, а Римма от обиды за наших расплакалась. Самый старший, думая, что она голодна, ухмыльнувшись, протянул девочке галету, а малышка возьми и оттолкни его руку! Вскипел тот, схватил девочку за воротник, как щенка, и выбросил за дверь на мороз. Мама всполошилась и, спустив кроху в погреб, держала ее там до тех пор, пока он не успокоился. Но недолго пришлось барствовать гостям.

В какой панике потом жалкие захватчики, одетые в оборванное тряпье и соломенную обувку, бежали от наших войск! Еще свежи воспоминания о том, как распахнулась зимним днем в их избе дверь и в клубах пара появились четверо солдат в белых тулупах и валенках. Отец, умерший еще до немецкой оккупации от ран, полученных в давних сражениях с белогвардейцами, сказал пророчески: «Вот увидите, мы обязательно победим!». Так и случилось.

Жилось трудно, но никто и не думал унывать. Все дружно восстанавливали личные хозяйства и заново организовывали работу колхоза. Землю пахали на коровах: вязали веревку на рога и направляли ее за собой, чтобы борона шла ровно. Мужчины еще не вернулись с фронта, и эта тяжелая доля выпала на плечи детей.

В 1943 году Римма пошла учиться в первый класс. Благодарна она родной сестре, которая шила ей тапочки из сукна, хоть долго они и не носились. За большую удачу почитали, когда удавалось найти немецкие ношеные сапоги, а большинство ходило на уроки босыми. Зимой ученики стремглав бежали в школу, чтобы не обморозить ноги. Так вот жили, учились и выходили в люди.

Как быстро летит время! Римма Попова заканчивает физмат Белгородского педагогического института и едет работать в Свердловскую область, а оттуда отправляется в Беляевку. Здесь она знакомится с молодым агрономом, выпускником Сельхозинститута Иваном Черномырдиным, за которого выходит замуж. У них родились дети Александр и Светлана, подарившие им внука Ивана и внучку Нану.

Сейчас Римма Васильевна, ветеран педагогического труда (35 лет работы учителем), находится на заслуженном отдыхе. Есть у нее любимое занятие – вязание из шерстяных клубков нарядных наволочек для декоративных подушек и теплых следков, коими бабуля щедро одаривает детей и внуков. Памятуя о временах, что пришлось пережить, она хочет, чтобы никогда больше не было войн, приносящих людям только горе и слезы.