Newsweek: Как Россия извлекает выгоду из нестабильности на Ближнем Востоке

Хаос в арабском мире предоставил Кремлю удобную возможность формировать мнение российской общественности в таких вопросах, как легитимность российского режима, его конфронтация с Западом и ситуация на Украине. В результате в течение последних двух лет нестабильность на Ближнем Востоке стала одной из самых обсуждаемых тем в среде российских журналистов и политиков. Об этом пишет Newsweek.

Многие представители среднего и рабочего классов в России испытывают ностальгию по «имперской» славе СССР, и Кремль дает им то, что они хотят. Поддержка Россией Дамаска, близкие отношения с Тегераном и сближение с Египтом навязываются российской общественности в качестве доказательств восстановления того влияния, которое Кремль утратил после 1991 года, приводит перевод статьи ИНОСМИ.

Поддержка Москвой режима Башара Асада и сближение с Каиром представляются как символы русско-арабской единства в борьбе против нестабильности, спровоцированной Америкой и терроризмом, который поддерживают ее региональные партнеры — Катар и Саудовская Аравия. Обвиняя Запад в возрождении языка холодной войны, Москва апеллирует к точно таким же чувствам, постоянно выставляя США в образе «мирового зла». И ситуация на Ближнем Востоке, а также ошибки администрации Обамы в этом регионе существенно упрощают ее задачу.

В 2011 году Путин назвал США и Евросоюз «новыми крестоносцами» за их военную операцию в Ливии. В своем интервью российским СМИ в апреле министр иностранных дел России Сергей Лавров возложил на Вашингтон ответственность за возникновение «Аль-Каиды» и джихадистов так называемого Исламского государства, поскольку США поддержали антисоветских моджахедов в Афганистане в 1980-х годах и вторглись в Ирак в 2000-х. Москова обвиняет Запад в попытке навязать «неподходящие» демократические ценности ближневосточным странам, у которых есть собственные недемократические, но вполне действенные формы правления, что в результате приводит к политическому хаосу и кровопролитию.

Жители Ливии, к примеру, соблазнились «западными сказками» о демократии, свергли свое авторитарное правительство и в итоге получили абсолютно недееспособное государство. Хотя российские СМИ признавали, что Муаммар Каддафи был диктатором, они утверждали, что в обмен на политические свободы он предоставлял своему народу социальную защиту и стабильность. 

Освещая события на Ближнем Востоке для российской аудитории, российские политики и СМИ, как правило, делают смелые, эмоциональные заявления, призванные привлечь внимание слушателей к той или иной простой идее. Тем не менее, пока что Кремль видит разницу между пропагандой и дипломатией. Поэтому, представляя визит Керри в Сочи в качестве дипломатической победы, российское правительство понимает, что оно нуждается в участии Вашингтона в решении конфликта в Сирии в такой же степени, с какой американские власти нуждаются в помощи Москвы.

Чтобы понять настоящие намерения России, следует наблюдать за ее действиями, а не прислушиваться к ее словам. Но барьер между пропагандой и реальностью остается достаточно проницаемым. К примеру, некоторые российские эксперты уже начали прислушиваться к пропагандистским заявлениям и называть Саудовскую Аравию и Катар спонсорами террористов.

Тем не менее, в июне в Санкт-Петербурге Путин принимал у себя делегацию из Саудовской Аравии во главе с сыном короля Салмана, вторым кронпринцем и министром обороны Мохаммедом бин Салманом, и в результате они подписали ряд соглашений, в том числе соглашение о сотрудничестве в области атомной энергетики.