Тамара Семивеличенко: Амбулаторно-поликлиническая служба сегодня нуждается в лечении
В Бугуруслане с рабочим визитом побывала министр здравоохранения Оренбургской области Тамара Семивеличенко. В центре внимания — реорганизация медицинских учреждений. Несмотря на плотный график командировки, глава ведомства нашла время для беседы с редактором газеты «Бугурусланская правда» Верой Кабановой.
– Тамара Николаевна, что изменилось с 1 января в статусе местных учреждений здравоохранения? Чем продиктована необходимость перемен?
– Ничего экстраординарного не произошло. Вернулись к прежней схеме: все лечебные учреждения страны стали государственными. Восстановлена ведомственная вертикаль управления. В 90-е годы наша отрасль попала под каток реформ, и это нанесло серьёзный ущерб. Вер-тикаль управления — первичное звено, сельская, участковая, районная и областная больница — была разрушена. Медицину разделили на государственную и муниципальную, с разным уровнем и объёмом финансирования и соподчинения. Была разорвана цепочка движения больного человека за помощью.
Смотрите, что произошло у вас. На 50 тысяч городского и 20 тысяч сельского населения, итого 70 тысяч человек, действуют рядом расположенные две станции скорой помощи, две структуры хирургической помощи и так далее. А ведь организация всех видов помощи на 20 тысяч населения в пересчёте на всех специалистов не даёт занятости врача даже на полную ставку! Но и для трёх больных нужно организовать круглосуточную помощь, дежурства. Для участковой больницы, где подчас один док-тор, это нереально. Почему пошёл рост смертности? Не могли на первичном уровне организовать адекватную помощь. А передать дальше, скажем, в областную больницу, сложно – только на определённых условиях, там другое финансирование – областное.
Ещё один момент. Оценивать работу лечебных учреждений, планировать их развитие стали органы местного самоуправления. Это неправильный, непрофессиональный подход. Если, к примеру, я не разбираюсь в вопросах возделывания подсолнечника, как могу оценивать работу аграриев и что-то им предлагать! В маленьких больницах сложно организовать качественную хирургическую медицинскую помощь. Врачи теряют квалификацию. Перемены жизненно необходимы. Сейчас выстраиваем структуру медицинской помощи таким образом: первичное звено, межмуниципальные центры, больницы третьего уровня. Они теперь связаны и финансово, и поточно, и уровень оценки – объективный.
– Как воспринимают эти перемены Ваши коллеги?
– По-разному. Многие районные больницы – без энтузиазма. За предыдущие годы окрепли иждивенческие, потребительские настроения. Накопилось много негативных вещей, не выполняются элементарные функции из-за отсутствия должного контроля. Вот сегодня один из ваших докторов сказал, что мало получает – 26 тысяч рублей. А хотел бы – 40 тысяч. Мало получает? Мало. Но какова интенсивность его работы? Не оперирует, работает на полторы ставки и те не вырабатывает… За что он должен получать большую зарплату? Я пятнадцать лет проработала главным врачом 2-й городской больницы Оренбурга. В роддоме на ул. 8 Марта на 60 коек принимали 4200 родов в год. Ежедневно дежурная бригада принимала по 25 родов. Это интенсивный, тяжёлый труд – и он достойно оплачивался. А в Матвеевской больнице за целый год помогли появиться на свет 120 малышам. Разве могут эти специалисты получать одинаковую зарплату? И, повторюсь, если нет каждодневной интенсивной работы, врачи неизбежно теряют квалификацию. Таким образом, создание межмуниципальных медицинских центров для Оренбургской области с её протяжённостью и малой плотностью населения – насущная задача. Они оснащаются современным оборудованием, здесь сосредотачиваются квалифицированные кадры, и сюда с округи везут больных.
– Думаю, те, кто не согласен с этим, приводят такой аргумент: помощь должна быть максимально приближена к больному. Не довезём, потеряем драгоценное время, особенно пострадают сельчане…
– Да, идёт такая дискуссия. Но другие страны уже давно переболели этим. К примеру, в Финляндии, где тоже плотность населения невелика, создали центры, сделали хорошие дороги, и больные только выиграли. Смотрите, в прошлом году благодаря поддержке губернатора Юрия Берга в города и районы поступило 100 машин скорой помощи. Такого вливания давно не было. Но этого недостаточно, и работа будет продолжаться. Что касается дорог, привести их в нормальное состояние — задача властей, не медицины. Я говорила о том, что органы местного самоуправления должны пройти свою часть пути в деле улучшения медицинского обслуживания, на встрече с руководителями вашего города и района. Они тоже отвечают за здоровье населения. А мнение, что близко – значит лучше, ошибочно, это иллюзия, это затратно и неэффективно.
– Так что, медицина отдалится от нас?
– Нет. Никуда не денутся ФАПы, первичное амбулаторно-поликлиническое звено. Кстати, сегодня я побывала во взрослых поликлиниках Бугуруслана и района. Скажу честно – это просто ужас!
– Бугурусланцы сталкиваются с этим каждый день…
– К сожалению. Мне непонятно, почему у вас в рамках программы модернизации здравоохранения все силы и средства были направлены на стационары. Там обслуживается одна десятая часть пациентов. Все остальные идут в поликлинику. А там — нет талонов к специалистам. Скорая три-четыре раза приезжает к больному, но почему-то не передаёт его в поликлинику, никто не корректирует лечение… Сама амбулаторно-поликлиническая служба сегодня нуждается в лечении.