«Дубровский»: первая рецензия на премьеру в Оренбурге
«Дубровский» в Оренбургском театре музыкальной комедии – это новая форма и новая стилистика. Успех превзошел все ожидания.
Постановку нового мюзикла Кима Брейтбурга в областном театре музыкальной комедии ждали почти год, как раз столько прошло времени с момента объявления о предстоящей премьере. Грандиозный успех предыдущей работы – «Голубой камеи» — свидетельствовал о том, что театр не собирается останавливаться на достигнутом успехе, и будет продолжать работу в направлении смены репертуарной политики.
За период, разделивший два спектакля, в театре были достигнуты существенные удачи, в частности, это связано с постановкой мюзикла Александра Журбина «Биндюжник и король» по произведениям Бабеля. Сам композитор высоко оценил постановку и пригласил театр для участия в гастрольном показе в столице, где спектакль имел большой успех. Московская гастроль положительно сказалась на настроении коллектива, и потому премьеру «Дубровского» творческая группа готовила на явном подъеме. Что из этого вышло – зрители узнали на премьере спектакля. Но сначала — немного истории.
Произведение
«Дубровский» считается неоконченным романом Пушкина, и в связи с этой незаконченностью, его принято по жанру определять как повесть. Что случилось с задумкой, почему Александр Сергеевич не стал продолжать историю благородного разбойника Владимира Дубровского, закончив повествование туманной фразой о том, что после ранения «Дубровский, говорят, скрылся за границей» — об этот знает только сам автор. Но эта незавершенность повлияла на судьбу произведения в плане взаимодействия с другими видами искусств.
В кино мы имеем одну экранизацию 1936 года режиссера Александра Ивановского, где главную роль сыграл тогдашний корифей МХАТа Борис Ливанов. Там все было очень серьезно: Владимир Дубровский защищал своих крестьян и поднимал их на борьбу с жестоким помещиком Троекуровым, который, в свою очередь, самодурствовал и угнетал крепостных, а его дочка Маша (внешне весьма немолодая особа), хоть и полюбила Дубровского всем сердцем, но не пошла против условностей света, и не бросила старого князя, с которым её насильно обвенчали.
Следующей экранизацией был четырехсерийный телевизионный фильм режиссера Никифорова, где главного героя сыграл Михаил Ефремов, а в роли Маши зрители увидели совсем молоденькую Марину Зудину, еще не ставшую супругой Олега Табакова. Оба персонажа были воплощены весьма средне, и особой памяти о себе фильм не оставил.
Наконец, под влиянием так называемой «актуализации», в 2013 году вышел мини-сериал «Дубровский», где действие было перенесено в современность, а героя сыграл ни кто иной, как первый рыцарь современного кино, Данила Козловский. И эта попытка прошла незамеченной. Хотя – странно. Сюжет-то ведь впору в Голливуде снимать. Все признаки налицо: дружба двух помещиков, переходящая в ссору, затем смерть старшего Дубровского в результате отчуждения его имения в пользу бывшего друга. Ну, а дальше – месть сына за смерть отца, превращение благородного дворянина в не менее благородного разбойника, любовь и разлука – в общем, полный комплект для полноценного триллера. Но не польстились голливудские сценаристы на сагу про русского Робин Гуда, наверное, просто не знали о существования этого произведения. Хотя, там ведь много русских обитает, могли бы намекнуть. Но, видать – не судьба…
С оперным искусством у «Дубровского» также непростые отношения. В 1894 году известный дирижер и композитор «средней руки» Эдуард Направник написал на этот сюжет оперу, благодаря которой, его, собственно, и помнят. В ней было несколько запоминающихся мелодий, а в главной партии долгие годы блистал великий русский тенор Сергей Лемешев. Причем, уже в начале 60-х годов прошлого века, пришла идея снять фильм-оперу, опять же с Лемешевым. Сняли и сильно пожалели. Ведь Сергею Яковлевичу в то время было уже под 60, и исполнение им партии 23-х летнего молодого офицера выглядело, по меньшей мере, нелепо.
Вот, собственно, и вся история взаимосвязи пушкинского романа с другими видами искусств. Не очень радостная картина. Потому-то появление нового «Дубровского», воплощенного в современном жанре мюзикла ожидалось всеми с огромным интересом.
И вот – свершилось. Постановку спектакля на сцене Оренбургской музкомедии осуществила уже известная нам творческая бригада: режиссер Николай Андросов, музыкальный руководитель Валерия Брейтбург, художник Валентин Федоров и дирижер Валерий Попов. Ну, и, само-собой, автор музыки Ким Брейтбург и автор текста Карен Кавалерян. По словам композитора, «Дубровский» в значительной мере отличается от других мюзиклов, созданных им в последние годы. Ким Александрович неоднократно подчеркивал, что главным в музыкальной ткани произведения было обязательное наличие русской темы, воплощенной в разнообразных художественных формах и музыкальных стилях. Потому мы слышим там и отзвуки старинного романса, и фрагменты этно-музыки, и даже тяжелый рок. Большую роль в музыкальном материале играют и отсылки к популярной советской музыке, без которой немыслима жизнь нашей страны на протяжении почти семи десятков лет.
Спектакль
Как вы сами понимаете, говорить о концепции — одно, а воплощать идею в жизнь – другое. Оренбургский театр –не первый, где эта идея воплощена. Ранее были Новосибирск и Минск. Поэтому, по словам режиссера Николая Андросова (а это –не просто режиссер, а поистине выдающийся режиссер и хореограф современности), спектакль в Оренбурге не является «сырым» материалом. Он уже прошел сценическую обкатку на других площадках, и везде ему сопутствовал успех. Композитор и режиссер нашли понимание в том, что это должен быть очень динамичный спектакль, на сцене не должно быть ни одной заминки, паузы, как говорят в театре «провисания» мизансцены. Потому, с самой первой минуты, он несется как люмьеровский поезд, прямо на зрителей, не давая им даже минутной расслабленности. Это ведь в великих классических операх ария или сцена может идти на протяжении нескольких минут в одной мизансцене, там главное – наслаждение пением. (Хотя, в свете новых режиссерских тенденций, даже в классической опере все меняется – но наш разговор не об этом). Так вот, конструкция мюзикла «Дубровский» предполагает совершенно иную сценическую форму. Например, первое, и одно из главных отличий от традиций –это то, что оркестр расположен на сцене и является непосредственным участником событий. Далее, по словам руководителей постановки, очень тщательно шел подбор исполнителей. И это связано с тем, что спектакль является очень затратным, как в физическом, так и в эмоциональном плане. Исполнители всех ролей, и в первую очередь как раз не главных, а массовых, должны быть абсолютными универсалами, то есть быть певцами, танцорами и драматическим артистами одновременно. Напряженность действия иной раз даже зашкаливает, и зрители начинают физически уставать, а что уж говорить об артистах! И теперь пришла пора поговорить как раз об исполнителях.
Герои
Сразу оговорюсь: в спектакле два состава, но речь в данном тексте пойдет лишь об одном, хотя постановщики утверждают, что составы абсолютно равноценные. Итак, начнем с того, что большинство исполнителей – молодежь. И это, конечно, связано с уже упомянутой ранее физической нагрузкой, которую не все могут выдержать. Но в роли главного злодея мы видим представителя среднего поколения театра, яркого певца и артиста Павла Бедарева. И он настолько органичен в этой роли, что именно таким и представляешь себе помещика-самодура первой половины XIX века. В другом составе, в этой роли значится Азамат Нугуманов, который в премьерном спектакле вышел в небольшой роли судебного исполнителя Шабашкина и просто потряс зал номером в стиле хэви-метл. Еще одним мэтром, вышедшим в совсем маленькой роли, стал Александр Лазутин, вокально и пластически совершенно исполнивший роль князя Верейского. Остальные же – молодежь.
Главный герой Владимир Дубровский – страдающий сын, благородный мститель и романтический любовник. В этой роли очень ярко проявил себя совсем молодой Александр Попов. Думаю, что у него большое будущее, и поработав еще над вокалом, он вполне может стать героем № 1 оренбургской сцены, тем более, что внешность у него просто фантастическая.
В роли Маши выступила Евгения Провоторова, это её первая большая роль, но есть надежда, что не последняя.
Еще два героя спектакля, неожиданно ставшие вровень с главными –это слуги Дубровского – Архип и Егоровна. Именно они снискали самое большое количество аплодисментов, хотя, надо признать, что именно у них композитором прописаны самые яркие и эффектные музыкальные партии, а режиссером поставлены самые яркие и динамичные сцены. Исполнители этих ролей Иван Курбатов и Ирина Низамова очень не похожи на русских крестьян средней полосы. Скорее, это верные последователи какого-нибудь Оцеолы или Виннету (они даже одеты похоже на североамериканских индейцев), особенно героиня – ну, просто какая-то Дочь Монтесумы. И не надо иронизировать — общий характер музыки вполне допускает такую вольность. И еще один, в целом, второстепенный герой. Его в спектакле обозначили как Рассказчик. Но в данном случает — это не бабушка-сказительница, и не сладкозвучный Боян, а современный молодой человек с прекрасной выправкой и замечательно правильной речью. Сергей Фурсов в этой роли –великолепен.
Хор танцует, а балет поет
Хор в театре музкомедии – маленький. Ну, кто пойдет работать за неприлично крошечную зарплату, только сумасшедший. Но, с недавних пор, качество звучания хора вышло на тот уровень, когда, слушая, как это хор поет, поневоле ловишь себя на мысли, как они умудрились так вырасти, практически на пустом месте. Тут, конечно, низкий поклон хормейстеру Любови Шпитальник, но надо учитывать, что хор в нашем театре -это еще и артисты массовых сцен, и они иногда, наряду с балетом, исполняют весьма сложные хореографические номера. И это в который раз подчеркивает слова об универсальности труппы театра. И балет, конечно, выше всяких похвал. Мы смоги убедиться в этом еще на «Голубой камее», а нынче – просто удостоверились.
Оркестру – респект, Попову – уважуха!
За несколько месяцев, когда у руля оркестра встал Валерий Попов, в качестве звучания также произошли удивительные перемены. Не скажу, что раньше оркестр звучал неважно, нет, уже несколько лет наблюдается значительное повышение качества исполнения, но то, что произошло в «Дубровском» — это нечто фантастическое. Учитывая к тому же, что оркестр является и активным действующим лицом спектакля, и усилен звучанием электрогитар и ударных, то вполне можно считать, что оркестр театра стал самостоятельной и очень яркой творческой единицей.
Что дальше?
А дальше куратор театра Ким Брейтбург, вместе с директором Светланой Борисовой намерены сделать так, чтобы коллектив и дальше наращивал свой потенциал, исполняя сложные вокально-сценические произведения. Речь в новом сезоне пойдет о рок-опере Алексея Рыбникова «Юнона» и «Авось». Это будет большим испытанием для всей труппы. Но нельзя забывать про основополагающую часть искусства театра –классическую оперетту. Только, по словам Брейтбурга, надо сделать, так, чтобы уровень постановки подобных спектаклей соответствовал уже достигнутому на мюзиклах. И тогда театр сделает еще один шаг в будущее, которое, по словам классика должно быть «светло и прекрасно».