Александр Лошкарёв: В атаку с пионерским знаменем
Мне никогда не забыть деда — Александра Игнатьевича Лошкарёва, его рассказы о своих однополчанах и нелёгкой солдатской службе…
Александр Игнатьевич служил в Красной Армии с 1938 по 1946 год. На фронте оказался уже в первые дни Великой Отечественной. В 1941-1942 годах воевал в составе Брянского фронта, в 1943-1945 годах был помощником начальника штаба полка по оперативной работе на 2- м Белорусском фронте.
Мой дедушка участвовал в Курской битве и взятии Кёнигсберга. Находясь на заслуженном отдыхе, он часто встречался с однополчанами в местах боевых сражений — в Курской, Орловской, Воронежской областях и Калининграде. Фронтовик всегда охотно откликался на приглашения школьников города и района.
За ратные подвиги Александр Лошкарёв награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II cтепеней, медалью «За отвагу» и другими. В нашей семье бережно хранят его боевые награды, фотографии и другие документальные свидетельства участия в Великой Отечественной войне.
Из множества воспоминаний деда-фронтовика мне, учителю, особенно интересен рассказ об одном из эпизодов Курской битвы. Это случилось 28 января 1943 года. 1023-й стрелковый полк, в котором воевал Александр Лошкарёв, вёл бой за посёлок Касторное. Штурмом приходилось брать каждый дом. Когда бой закончился и был получен новый приказ, в штабе полка появился посыльный с пионерским знаменем. В первую минуту никто ничего не понял.
А дело было так. Группа бойцов после штурма в одном из помещений обнаружила знамя касторинских пионеров. (Уже после войны выяснилось, что во время оккупации в Касторном действовала подпольная группа, в которую входили учителя и старшие школьники. Накануне наступления советских войск подпольщики были схвачены и расстреляны). Было принято решение оставить пионерское знамя и хранить его вместе с полковым боевым знаменем…
На высоте 254,6 в районе станции Поныри под Курском пионерское знамя приняло боевое крещение. Затем были Гомель, Гродно, Польша и, наконец, Кёнигсберг. Там в последний раз бойцы пошли в атаку, неся впереди два знамени. Когда закончилась война, с пионерским знаменем попрощались. В последний раз прозвучала команда: «Полк, смирно! Равнение на знамя!». Делегация фронтовиков увезла алое полотнище в школу №1 посёлка Касторное. На знамени было написано: «От Касторного до Кёнигсберга 28.01.1943 — 09.05.1945 1023–й стрелковый полк 307-й Новозыбковской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии». Об этом эпизоде, в подтверждение рассказа деда, я прочитала в воспоминаниях командира полка И. Ф. Мельникова в журнале «Костёр».
На фото: У стен Кёнигсберга. 1945 г. А. И. Лошкарёв (справа)