«Боинг» на сцене: оренбургская драма ставит пьесу из «Книги рекордов Гинесса»

Чуть больше месяца остается до очередной премьеры в Оренбургском драматическом театре имени Горького. На этот раз зрителей ждет встреча с популярной комедией французского драматурга Марка Камолетти «Боинг-Боинг». Впервые эту постановку зрители увидели в 1960 году, и с тех пор она неизменно украшает афиши многочисленных театров всего мира.

Популярность её столь велика, что она вошла в «Книгу рекордов Гиннесса», как самая исполняемая пьеса французских авторов. В 1962 году спектакль по пьесе Камолетти удостоила чести посетить королева Елизавета II, и осталась им очень довольна.

В Оренбурге над постановкой работает Александр Федоров, для которого это уже пятая режиссерская работа на оренбургской сцене. Во время репетиционного периода исполнитель главной роли актер Максим Меденюк , а также режиссер Александр Федоров ответили на вопросы RIA56.

 — Французская комедия, при всей её достаточной простоте, таит в себе немало проблем, в основном, заключающихся в том, что российским актерам и режиссерам, привыкшим к обязательной психологической разработке характеров, трудно играть легко, не перегружая себя «сверхзадачами». Как в данном случае шла подготовка к спектаклю?

— Это одна из самых сложных задач, и вместе с тем интересных, стоящих передо мной и актерами. Я решил начать работы с простых этюдов, в которых давал артистам возможность максимально раскрепоститься на сцене. При этом я всегда привожу в пример таких знаменитостей как Пьер Ришар, или Бурвиль, которые, играя комедии,  умудряются проанализировать характер персонажа и показать нам выход из данной проблемы, не перегружая ситуацию.

У нас, в России принято все пропускать через себя, загружаться разными психологическими характеристиками. Если тебя, например, оскорбили, ты обязательно должен показать свои переживания, тем самым, перегружая сцену, лишая её динамики. Так вот, система этюдов дает артистам возможность импровизировать, делать все так, как они понимают данную ситуацию и пытаться поймать эту легкость и непринужденность.

— «Боинг-Боинг» — это типичная комедия положений. Легко ли нашим артистам войти в эти самые положения, которые автор «загрузил» для героя, причем не только войти, но и обыграть их?

 — Нам важно не играть себя в предлагаемых обстоятельствах, а постараться войти в эти обстоятельства согласно характеру героя. И еще, важно не продемонстрировать навязчивые штампы, связанные, например, с французским характером. Поэтому я немного изменил ситуацию в финале, но пока секрет не раскрою.

Я уже говорил, что есть опасность психологической перегрузки, но есть и другая, когда действие движется настолько быстро, что зритель не успевает сосредоточиться и оценить ситуацию. Нужно найти «золотую середину», а это не просто.

Вся ситуация в пьесе заверчена вокруг забавной ситуации, в которую попадает герой, Бернар. Он завел себе сразу трех подруг-стюардесс, с которыми встречается согласно расписанию движения самолетов «Боинг».  Здесь речь идет уже о взаимопроникновении комедии положений и комедии характеров. Наш герой очень напоминает мольеровского Дон Жуана, который также запутался во взаимоотношениях со своими подружками. Но у того не было расписания самолетов, которое после бесперебойного функционирования, вдруг неожиданно  дает сбой, что может привести к фатальным последствиям. И надо не забывать, что выход есть из любой ситуации, надо только немного подумать.

Что же касается проведения аналогии с российской действительностью, то вряд ли подобное могло случиться у нас даже по той простой причине, что понятие четкого расписания движения самолетов, для нас пока еще недостижимая мечта.

— Как актеры восприняли себя в данной ситуации, легко ли им работалось?

— В основном, в спектакле занята театральная молодежь. Из опытных актеров задействованы лишь Алсу Шамсутдинова и Наталья Лавриненко. А на роли возлюбленных героя, помимо уже опытных Юлии Каштановой, Анастасии Павловой и Лейлы Гуссейновой, приглашены совсем юные выпускницы актерского отделения нашего института, Даша Ерещенко и Юля Ковальчук — обратите на них внимание, это их первые большие роли на оренбургских подмостках, и они очень стараются. Что же касается других, то, мне кажется, им работать интересно. Да, вот пусть Максим сам и расскажет.

— Максим, твой герой – это все-таки романтик, ищущий настоящую любовь или стандартный «альфа-самец», стремящийся к поиску приключений?

— Ну, романтик, — это сильно сказано, хотя и «ловеласом» его вряд ли назовешь.  Мой герой, Бернар, все-таки принадлежит к тому типу мужчин, которые не могут жить без достаточного количества адреналина в крови. И хотя он уже привык к спокойному существованию, благодаря слаженной работе авиационных служб, с тремя подружками надо держать «ухо востро». И эта встряска идет ему только на пользу, закаляет характер, так сказать. А вообще он – нормальный парень, который захотел выбрать для себя настоящую возлюбленную. И для этого они идет на заведомый риск.

Конечно, если примерить ситуацию к российской действительности, то здесь она вряд ли возможна и не только потому, что расписание полетов у нас оставляет желать много лучшего. Скорее всего, это невозможно потому, что позволить себе подобное приключение может далеко не каждый россиянин. Для того, чтобы обеспечить себе искомую долю адреналина, нужно иметь много денег. А у нас, люди, имеющие средства, в основном обделены романтическими порывами.

Хочу отметить, что роль очень интересная, ситуация нестандартная, не сомневаюсь, что зрителям будет интересно не просто посмотреть, но и поставить себя на место героев, хотя, это пока невозможно.

Напомним, что премьера спектакля «Боинг-Боинг» состоится на сцене областного драматического театра им. Горького 15, 16 и 17 февраля