«Газпром» построит инфраструктуру СПГ-терминала на границе с ЕС

"Газпром" потратит 21,3 млрд руб. на строительство портовой инфраструктуры для плавучего регазификационного терминала в Калининградской области, подрядчиком стал "Стройтранснефтегаз" Геннадия Тимченко и Газпромбанка. Цена выглядит относительно высокой, считают собеседники на рынке, признавая, что она может заметно колебаться в зависимости от конкретной конфигурации проекта. Аналитики отмечают, что проекты, запущенные для повышения энергонезависимости, могут быть убыточны, но не исключено, что в дальнейшем их создание окажется оправданным.

"Газпром" выбрал ЗАО "Стройтранснефтегаз" (СТНГ, основные акционеры — структуры Геннадия Тимченко и ГПБ) подрядчиком создания инфраструктуры регазификационного завода в Калининградской области. СТНГ за 21,3 млрд руб. (около $358 млн по текущему курсу) должен построить береговые объекты по приему СПГ — сам терминал с навигационным обеспечением, морской и сухопутный газопроводы и другие сооружения. Контракт заключен как закупка у единственного поставщика. СТНГ получил и контракт на объекты водорассольного комплекса для расширения Калининградского ПХГ до 800 млн кубометров активного объема. Стройки финансируют из инвестпрограммы "Газпрома", пишет "Коммерсант".

СПГ-терминал нужен для гарантий энергонезависимости региона — на случай срыва поставок по действующему газопроводу через Литву. У "Газпрома" сложные отношения с Вильнюсом из-за норм Третьего энергопакета ЕС и разногласий с местной Lietuvos Dujos по цене на газ. Строительство терминала на базе плавучей регазификационной установки должно завершиться в конце 2017 года, он будет подключен к существующему магистральному газопроводу в районе ПХГ. В начале января плавучий терминал стоимостью $295 млн, строительство которого ведет корейская Hyundai Heavy Industries Co., был спущен на воду. Первоначально предполагалось, что его мощность составит 2,7 млрд кубометров в год, но затем "Газпром" скорректировал ее до 2 млрд кубометров. СПГ предполагается поставлять с проекта "Ямал СПГ" НОВАТЭКа и собственного завода "Газпрома" "Балтийский СПГ", решение о строительстве которого монополия приняла в 2015 году. Также для энергонезависимости области в июле "Калининградская генерация" (СП "Интер РАО" и "Роснефтегаза") начала строить три газовые ТЭС. Всего будет построено четыре станции общей мощностью 1 ГВт, инвестиции запланированы на уровне 100 млрд руб., основную часть вложит "Роснефтегаз".

Литва, также намеревающаяся избежать зависимости от российского газа, в 2014 году уже запустила СПГ-терминал в Клайпеде мощностью до 4 млрд кубометров в год. Сейчас он недозагружен, в Литве его называли убыточным. Но он обошелся дешевле: инфраструктура стоила около €100 млн ($139 млн по курсу на начало 2014 года), за аренду у норвежцев базового судна по регазификации Вильнюс платит отдельно около €60 млн в год в течение десяти лет (затем Литва сможет выкупить его). Источники "Ъ" на рынке считают нормальной стоимость инфраструктуры для СПГ-терминала, аналогичного калининградскому, в $250-300 млн, но добавляют, что цена сильно зависит от входящих объектов: лишний километр трубы может существенно увеличить стоимость. Екатерина Родина из "ВТБ Капитала" отмечает, что проекты, созданные в том числе по политическим соображениям энергобезопасности, часто бывают убыточными, но затем они могут оправдать себя, как это случилось с газопроводом Nord Stream, в целесообразности строительства которого было много сомнений.