Stratfor: Как Россия будет использовать Брексит для отмены санкций
Продление санкций ЕС до конца 2016 года практически гарантировано, но во втором полугодии Москва будет работать над тем, чтобы в 2017 году их ослабили. Для противодействия санкциям Россия будет использовать в своих интересах разногласия в Евросоюзе, которые после Брексита только усилятся. Москва будет действовать осторожно, чтобы не провоцировать своих европейских противников до следующего голосования по санкциям. Об этом пишет Stratfor.
Европа — не единственный регион, на который повлияло решение Великобритании выйти из ЕС. Это решение также окажет значительное влияние и на Россию — особенно в тех сферах, в которых действуют санкции. Поскольку европейский континент в основном занят вопросами миграции и сокращением негативных последствий Брексита, у него, вероятно, будет меньше ресурсов, которые можно было бы использовать для решения проблем за пределами Европейского Союза — в частности на Украине, в Сирии и Нагорном Карабахе, то есть, во всех регионах, где большую роль играет Россия. Кроме того, Европейский Союз, скорее всего — по крайней мере, в ближайшей перспективе — будет проявлять меньший интерес к продвижению на постсоветском пространстве своих интеграционных политических и экономических проектов, например, программы «Восточное партнерство».
Особое значение для России имеют введенные против нее санкции, и Москве хотелось бы, чтобы Европа их отменила. Евросоюз впервые ввел санкции в марте 2014 года — примерно в то время, когда участники референдума в Крыму решили выйти из состава Украины и присоединиться к России. Референдум был проведен в ответ на произошедшее в феврале 2014 года восстание Евромайдана, в результате которого был свергнут тогдашний президент Виктор Янукович, союзник России, в пользу нового прозападного правительства. Когда Европейский Союз принял первоначальные санкции, они распространялись только на 21 человека в России и на Украине, которые имели отношение к референдуму в Крыму. Начиная с мая 2014 года, Европейский Союз принял новые санкции, связанные с восстанием на востоке Украины при поддержке России. Эти санкции начинались как ограничительные меры в отношении имеющих к этому отношение физических лиц, а к сентябрю 2014 года — когда боевые действия активизировались, и после того, как был сбит самолет малайзийских авиалиний, выполнявший рейс MH17 — они были расширены и распространены на компании и более широкие секторы российской экономики. После единогласного введения санкций государства-члены ЕС рассматривают их каждые полгода, договорившись о продлении санкций в июне 2015 года, в декабре 2015 года и вновь — в июле 2016 года.
Оставляя санкции в силе, Евросоюз сохраняет солидарность с прозападным правительством Украины и оказывает давление на Россию на протяжении более двух лет. Но недавно появились признаки того, что единство блока по данному вопросу начитает ослабевать. Даже до референдума о выходе Великобритании из ЕС некоторые из дружественных России стран Евросоюза — включая Италию, Грецию и Венгрию — настаивали на более широкой дискуссии и дебатах о продлении санкций в отношении России. Лидеры этих стран выступили против автоматического продления санкций, а итальянский премьер-министр Маттео Ренци даже стал одним из организаторов недавнего экономического форума в Санкт-Петербурге вместе с президентом России Владимиром Путиным. Конечно же, пророссийских настроений недостаточно, чтобы нарушить единство ЕС при конкретном голосовании. Тем не менее, это свидетельствует о растущей неопределенности в отношении будущих санкций — независимо от того, подчинится ли Москва требованиям Евросоюза по выполнению минских соглашений.
Наилучшей проверкой единства ЕС будет согласование условий выхода Великобритании из блока. Поскольку Европейский Союз уже принял решение о продлении санкций до конца года, разногласия на континенте скажутся на России не сразу. Тем не менее, они повышают вероятность того, что устоявшееся единодушие Европейского Союза в отношении санкций может исчезнуть, когда наступит время следующего голосования — вероятно, в январе 2017 года. Соединенное Королевство было одним из самых больших сторонников сохранения сильного экономического давления на Россию. Теперь, когда его статус в ЕС неясен, другие страны могут проявить большую готовность отступить от его позиции — а Россия готова воспользоваться любыми размолвками и разногласиями. С этой целью Москва, по всей вероятности, будет оказывать поддержку кампаниям за выход из ЕС под руководством таких евроскептиков, как Марин Ле Пен во Франции и Герт Вилдерс в Нидерландах, а также активизирует лоббирование своих интересов, используя «тактику улыбок и обаяния» в отношении стран, более критично относящихся к санкциям.
Даже в этом случае Москва при использовании разногласий в своих интересах будет действовать осторожно, хорошо зная, что любой предпринятый ею серьезный шаг — будь то поддержка военного наступления на Украине или попытка слишком настойчиво влиять на принятие решений ЕС — может иметь негативные последствия и повысит решительность ЕС в действиях против нее. Кроме того, Россия не защищена от экономических последствий Брексита, который привел к обвалу мировых рынков. Несмотря на санкции, Россия и ЕС по-прежнему ведут между собой торговлю и финансовую деятельность — хотя и на более низком уровне. Российская экономика и без того уже страдает от последствий падения цен на нефть, и серьезный политический и финансовый кризис, распространяющийся по всей Европе, не в интересах Москвы. Поэтому, даже при том, что Москва попытается воспользоваться разногласиями и раздорами в Европе до наступления следующего голосования по санкциям, она будет действовать осторожно, чтобы не переусердствовать с усилением своего влияния.