JB Press: Санкции сделали российское мясо самым вкусным в мире
Зачастую воспоминания о путешествиях связаны с едой, и Россия здесь не исключение. Люди, недавно побывавшие в России, часто говорят о том, что блюда из говядины стали намного вкуснее. По словам моего друга, который сопровождает туристические группы, разочарование от еды портит впечатление о путешествиях в Россию. При этом мы — те, кто живет в России, — порой приходим к выводу, что российская говядина — № 1 в мире. В связи с этим в этой статье я хотел бы рассказать о российской говядине — и попытаться улучшить имидж России. Об этом пишет японская JB Press.
Вкусная российская говядина и стейк-хаусы, где можно отведать стейк из говядины, появились в Москве совсем недавно, в 2010 году.
В 2014 году западные страны ввели антироссийские санкции в связи с конфликтом на Украине, а Россия запретила импортировать продукты из санкционных стран. Поэтому импортную высококачественную говядину заменила российская. Выросло количество стейк-хаусов, где готовят российское мясо.
Если говорить о качестве говядины до введения санкций, то вышеуказанные комментарии путешественников попадают прямо в точку.
Поскольку говядина была жесткой и безвкусной, ее приходилось подавать под различными соусами, например, грибными — так, чтобы клиент даже не вспомнил, что он ест говядину. Или же говядина подавалась в виде бефстроганова. Стейки практически не ели.
Что касается шашлыка, то популярностью пользовалась свинина или баранина. Говядина была дорогой и невкусной.
Почему же российская говядина не обладает вкусом? По мнению различных специалистов, причина заключается в советском наследии. Со времен СССР в России в основном была распространена молочная продукция, для производства которой по всей стране разводили дойных коров.
В результате стали чаще есть свинину, птицу или баранину. Коровы были нужны для того, чтобы давать молоко. Говядину иногда употребляли в пищу, но это было мясо коров, которые уже не давали молока, поэтому о его качестве говорить не приходится.
Но СССР прекратил свое существование. С 2000-х годов Россия превращается в богатую быстроразвивающуюся страну за счет экспорта энергоресурсов. Деньги позволяют России импортировать любые вкусные продукты.
Так россияне познакомились с импортной говядиной и узнали вкус настоящего мяса. Появилось большое количество ресторанов, использующих импортную говядину: среди них «Луизиана», специализирующаяся на американской говядине, «Торро Гриль», где можно попробовать аргентинскую говядину.
В результате у людей зародились сомнения: «Во всем мире говядину называют королевой мяса. Во всех городах на Западе подают говяжьи стейки из местного мяса, и они пользуются большой популярностью. Почему же мы, россияне, не можем отведать вкусной российской говядины?»
По инициативе президента Дмитрия Медведева, которого иногда критикуют за прозападные взгляды, в ноябре 2008 года был принят закон об улучшении вкусовых качеств российской говядины.
Как же продвигался этот проект? У руля встало министерство сельского хозяйства. Команда из различных специалистов решила разводить коров породы черный ангус.
Для того чтобы в короткий срок развести коров этой породы и начать поставлять мясо по всей России, была необходима крупномасштабная промышленная структура. Для начала выбор пал на двух крупнейших импортеров, которые завозили мясо из-за рубежа: «Мираторг» и «Заречное».
Этим компаниям были предоставлены крупные кредиты с тем, чтобы они при помощи объединения функционально смежных предприятий могли разводить в России породу черный ангус.
Кстати, объединение функционально смежных предприятий означает, что одна компания должна осуществлять все виды деятельности: разведение, откорм, производство говядины, переработку и продажу.
Это полностью отличается от производства высококачественной говядины в Японии, где различные компании отвечают за свой участок работы: фермеры разводят бычков и в определенное время продают их производителям говядины.
Когда в СССР появлялась необходимость развития нового вида промышленности, главную роль на себя брало государство. Оно создавало новую структуру, объединяя функционально смежные предприятия. Например, советские автопроизводители, включая «АвтоВАЗ», работали по этой схеме.
Министерство сельского хозяйства попыталось применить этот подход к животноводству в условиях XXI века.
Две российские компании, хорошо разбирающиеся в западном рынке и имеющие партнеров в России, обратились за помощью к США.
Американское животноводство начало развиваться в 2000-х годах. Первой отраслью, где применялось объединение функционально смежных предприятий, стало птицеводство. Затем США достигли определенного успеха в разведении свиней. После этого крупные компании принялись за производство говядины. В этом смысле можно сказать, что США и Россия модернизировали животноводство одинаковыми темпами.
С открытием совместных российско-американских компаний в Россию приехали специалисты из США, которые перенесли американские фермерские хозяйства в российские условия.
Кроме того, российские производители начали импортировать высококачественный генетический материал породы черный ангус.
Эта порода была выведена в Шотландии. Ее мясо было признано самым высококачественным в мире, в результате чего черного ангуса стали разводить повсюду. Больше всего в этом преуспели Соединенные Штаты.
В настоящее время американский метод разведения считается образцовым. Когда смотришь фотографии компании «Мираторг», которая проводит американское родео на российских просторах, понимаешь, что у экономики действительно нет границ.
Совершенно естественно, что российская плановая экономика не приносила успехов. Она развивалась по плану только тогда, когда руководители завышали показатели, и в других исключительных случаях. В этом смысле проект улучшения говядины стал примером крайне успешного начинания.
Компания «Мираторг» разводит коров породы черный ангус с 2008 года, она начинала всего с нескольких бычков. Сейчас поголовье скота насчитывает 200 тысяч голов на 37 фермерских хозяйствах, расположенных в Брянске и других регионах.
Хозяйство «Заречного» находится в Воронеже. Стоит отметить, что прямое расстояние от Брянска до Воронежа составляет всего 300 километров. Интересно, что два крупных фермерских хозяйства находятся в сопряженных регионах. Между тем, российское животноводство зародилось именно здесь.
В советское время по всей стране были созданы совхозы и колхозы, однако этот регион специализировался именно на животноводстве. Следовательно, было крайне рационально создавать новые фермерские хозяйства именно в этой области, поскольку в ней еще сохранились животноводческие традиции.
Каков же на вкус российский черный ангус? По словам американского консультанта, посетившего «Заречное», в российском мясе коров этой породы наблюдается более равномерное распределение прожилок жира.
Поэтому такое сбалансированное мясо очень хорошо подходит для приготовления стейков. Причина заключается в бесстрессовом методе разведения, при котором животные могут свободно передвигаться по просторному пастбищу.
Сейчас потребители стоят в очередях в столичных супермаркетах и стейк-хаусах за таким вкусным мясом. Россия до сих пор находится под санкциями западных стран, а на российскую говядину нет никаких ограничений.
Это продукт для гурманов, который можно есть, не ограничивая себя ни в чем.
Есть одно дополнение: говоря о стейке, нельзя забывать и о вине. В последние годы российское виноделие развивается такими быстрыми темпами, что мне даже хочется рассказать о нем в одной из своих статей.
Один из популярных ресторанов — «Рыбы нет», открывшийся в октябре прошлого года в начале Никольской улицы.
Этот ресторан совместно с «Мираторгом» открыла Группа компаний Аркадия Новикова, также владеющая элитными ресторанами на Западе.
Конечно же, мясом ресторан на 100% обеспечивает компания «Мираторг». Обслуживающий персонал состоит из специалистов по мясу и сомелье, которых предоставляет компания Новикова. Цены несколько ниже цен в аналогичных ресторанов.
Например, 300 грамм рибай-стейка стоит 2500 рублей, что немного дешевле, чем в японских стейк-хаусах. Отличительная особенность этого ресторана состоит в том, что можно заказать не только порцию на одного человека, но и килограмм или два килограмма мяса на компанию.
На днях мы пообедали в этом ресторане с моими японскими друзьями. Крайне удивило то, что в этом небольшом ресторане было целых три компании японцев.
Дело в том, что японцы очень любят мясо. Администрация ресторана не пытается усадить всех японцев в одном месте. На стадии бронирования она уточняет гражданство и соответствующим образом расставляет столики. Новиков — молодец!
Однако есть и проблемы. Очень сложно забронировать места.
Одна из японских компаний обратила внимание на стейки от «Мираторга», которые пользуются большой популярностью среди японцев и россиян. Эта компания — московское отделение японской Japan Airlines.
Директор филиала г-н Хамада (Hamada) в прошлом году начал вести переговоры с Токио о возможности использовать эти стейки в качестве бортового питания. В июне этого года было принято решение предоставлять их на рейсе 422 Москва — Токио. Если вы пользуетесь авиакомпанией JAL, вы можете попробовать нашумевшее российское мясо. Этот сервис сделает услуги авиакомпании еще более привлекательными.
Если вам представится возможность побывать в России, попробуйте стейки из российской говядины. Я не сомневаюсь, что ваши представления о России изменятся.