Ненад Попович: Европейцы восприняли возвращение Крыма в РФ как факт

В Сербии 24 апреля пройдут досрочные парламентские выборы. Сербская народная партия (СНП) идет в коалиции с правящей Сербской прогрессивной партией (СПП), возглавляемой премьер-министром страны Александром Вучичем. В интервью газете «Известия» председатель СНП, экс-заместитель Председателя парламента Сербии (Народной Скупщины) Ненад Попович рассказал о перспективах вхождения Сербии в ЕС, создании Агентства по сотрудничеству с Россией и признании Крыма частью РФ.

 — Господин Попович, премьер-министр Сербии заявил, что досрочные парламентские выборы необходимы для утверждения политики сближения с ЕС: процесс евроинтеграции продлится до конца 2019 года. Что еще Сербия должна сделать, чтобы вступить в Евросоюз?

— Я евроскептик, выступаю за то, чтобы у нас был высокий уровень жизни, независимые социальные институты, свобода СМИ и свобода слова. Но убежден, что всего этого мы можем достичь и без формального вступления в Евросоюз. Кроме того, евроинтеграция — это длительный процесс. Возникает вопрос, доживет ли в принципе ЕС в его нынешнем виде до того момента, когда Сербия выполнит все формальные условия для получения членства? Мы видели, как пошатнулось единство Евросоюза с началом миграционного кризиса, как все его члены начали проводить самостоятельную, суверенную миграционную политику, не обращая внимания на предупреждения со стороны Брюсселя или Берлина. Подобный сценарий мы уже наблюдали во время тяжелого финансового кризиса в Греции, когда стало очевидно, что между участниками ЕС нет солидарности, что каждый из них заботится о собственных интересах. Подобные тенденции внутри объединения будут становиться все более выраженными. Долго просуществовать в таком виде ЕС не сможет.

 — Изменились ли сербские планы по вступлению в ЕС в связи с миграционным и экономическим кризисами? Возможно, сегодня Сербия видит какую-то альтернативу членству в Евросоюзе?

— Альтернатива заключается в максимально тесном сотрудничестве, но без вступления в ЕС. По-моему, того уровня евроинтеграции, которого достигла Сербия на сегодняшний день, уже вполне достаточно. Мы можем беспошлинно экспортировать продукцию как на европейский рынок, так и на российский. Такое положение является нашим главным конкурентным преимуществом для привлечения инвестиций, и мы намерены сохранить его.

 — 19 февраля было подписано соглашение с НАТО об образовательно-техническом сотрудничестве и совместных учениях несмотря на нейтралитет Белграда. Планируется ли в Сербии проведение референдума о вступлении в Альянс?

— Сербия никогда не станет членом этого блока. Военный нейтралитет — традиция сербского народа и государства. Народная Скупщина почти десять лет назад приняла решение о военном нейтралитете нашей страны, да и опросы общественного мнения показывают, что более 90% граждан не поддерживают эту идею. Наша партия выступает за проведение референдума по вопросу вступления Сербии в НАТО, поскольку мы уверены, что сербы проголосуют против членства в Альянсе. Напомню, этот военный блок в 1999 году совершил акт агрессии против Сербии, в результате которого погибло более 10 000 человек и стране был нанесен материальный ущерб, оцениваемый приблизительно в 100 миллиардов долларов. НАТО – морально устаревшая структура, которая создавалась во времена «холодной войны» для поддержания баланса сил. Сегодня он не в состоянии решить проблему терроризма, справиться с потоком беженцев, контролировать наркотрафик и торговлю оружием.

 — Как в Белграде относятся к референдуму, проведенному в Крыму о присоединении к России?

— Моя позиция заключается в том, что Крым является частью России. В 2014 году я принимал участие в проведении референдума в качестве международного наблюдателя. 99% граждан Сербии также поддерживают волеизъявление крымского народа. И не только они, но и большинство жителей Европы восприняли возвращение Крыма в состав России как состоявшийся факт.