Рубль станет дешевле: почему курс российской валюты упадет уже в этом году?

Период относительно стабильного и крепкого рубля близок к концу. Правительство ждет ослабления национальной валюты, в пользу плавной девальвации говорят и несколько других факторов. Среди них — возможное ухудшение конъюнктуры на нефтяном рынке и ужесточение санкционного режима против России. Их влияние станет ощутимым в конце 2017 года. Но главную опасность для позиции рубля представляют спекулянты, которые, как ожидается, перестанут с ним играть в 2018-м.

К 2035 году, то есть через 18 лет, номинальный курс доллара превысит 84 рубля (текущая отметка — вблизи 58 рублей). Такая информация содержится в долгосрочном бюджетном прогнозе Минфина. Это консервативный сценарий, в который заложена цена нефти марки Urals $45,30 за баррель (сейчас — $50,55), а также сохранение структурных ограничений в российской экономике, пишут Известия.

Здесь важно подчеркнуть два момента. Во-первых, подобные длительные прогнозы  почти никогда не сбываются и, с большой вероятностью, Министерство финансов еще не раз пересмотрит свои ожидания. Они нужны лишь как некий ориентир на много лет вперед. С этой точки зрения документ ведомства Антона Силуанова необходим правительству для внутреннего пользования. Аналитик «Финама» Сергей Дроздов отмечает, что с помощью долгосрочного прогноза Минфин пытается учесть и снизить риски при планировании бюджета. Тем не менее такая попытка не имеет никакой практической ценности, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. «Прогнозы на год, как правило, оказываются неверными, что говорить о сроке в 18 лет», — комментирует он.

Во-вторых, даже с учетом всей неточности и приблизительности прогноза (за несколько лет экономическая ситуация в России и мире может кардинально измениться), очевидно, что правительство ждет ослабления рубля (несмотря на заверения в сохранении стабильного реального эффективного курса на протяжении многих лет). Снижение курса национальной валюты упрощает задачу сведения бюджета и сокращения его дефицита. Кроме того, плавная девальвация помогает процессу импортозамещения. По оценке главы Минпромторга Дениса Мантурова, на текущий момент для отечественных предприятий, пытающихся конкурировать с иностранными, оптимальным является курс доллара в 62 рубля. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев прямо говорил, что 57 рублей за доллар (примерно столько он стоил в июне) — удар по российской экономике. Бизнес-омбудсмен Борис Титов обвинял ЦБ в сохранении слишком высокой ключевой ставки, которая, по его словам, удерживает рубль от снижения и мешает предпринимателям развивать свое дело. Таким образом, сформировался консенсус относительно будущего национальной валюты: ей прописано медленное, но постоянное ослабление.

С конца 2014 года рубль находится в свободном плавании. Тогда Банк России перестал сжигать золотовалютные резервы на поддержание искусственного курса. С тех пор множество факторов оказывают на него влияние. Пока национальная валюта остается относительно стабильной. Но действие этих факторов может привести к тому, что падение курса начнется в конце 2017 года и ускорится в 2018-м.

Традиционно цена на нефть считается ключевым параметром, определяющим динамику курса рубля. С начала сентября стоимость эталонного сорта Brent поднялась с $52,8 до $56,6 за баррель (данные Лондонской биржи ICE на 4 октября), или более чем на 7%. Сам нефтяной рынок находится под влиянием множества факторов, которые одновременно давят и приподнимают котировки: действие глобальной сделки ОПЕК+ по сокращению добычи (визит делегации Саудовской Аравии в Москву, к примеру, подтолкнул цены на нефть и курс рубля вверх, поскольку глава минэнерго королевства позитивно оценил результаты сделки); одновременный рост добычи в Ливии и Нигерии, входящих в картель, но не присоединившихся к соглашению об урезании производства; данные о запасах сырья в США; возможная нефтяная блокада Иракского Курдистана и т.д.

По словам начальника отдела анализа банков и денежных рынков инвестиционной компании «Велес Капитал» Юрия Кравченко, цены на нефть являются достаточно волатильным фактором, который может как поднять, так и опустить рубль. Старший аналитик по финансовым рынкам Райффайзенбанка Денис Порывай, в свою очередь, констатирует, что нефть остается  важнейшим фактором, влияющим на курс национальной валюты.

В июле МВФ ухудшил прогноз по нефтяным ценам на 2017 год с $55,23 до $51,90 за бочку. Международное рейтинговое агентство Fitch ожидает, что котировки будут оставаться ниже отметки в $60 за баррель длительное время.При этом влияние сделки ОПЕК+ на рынок останется ограниченным, уверены в Goldman Sachs. Ухудшение конъюнктуры на рынке нефти лишит рубль важной опоры. Но, как уже было сказано, сырьевые котировки подвержены сильным колебаниям.

Другой, более стабильный, фактор влияния на российскую валюту — геополитическая ситуация и связанный с ней санкционный режим.«Ослабление рубля, кроме неблагоприятной конъюнктуры на нефтяном рынке, может вызвать введение нового пакета санкций США против финансового сектора России, которое должно быть объявлено до конца текущего года», — говорит Сергей Дроздов из «Финама». Действительно, 28 ноября антироссийские ограничительные меры Соединенных Штатов начнут действовать. Они, в частности, предполагают сокращение сроков финансирования банков России, попавших в черный список, с 30 до 14 дней.«Скорее всего, санкционный режим будет действовать в течение нескольких лет, что, в свою очередь, окажет негативное влияние на инвестиционный климат в стране», — констатирует Дроздов. Владимир Тихомиров из БКС также считает, что санкции способны надавить на курс рубля. Также на стоимости российской валюты негативно скажется разворот в кэрри-трейде, полагает эксперт.

Уже в 2018 году рубль перестанет быть одной из самых привлекательных мировых валют для спекуляций. Об этом свидетельствует опрос Bloomberg, в котором приняли участие 22 экономиста. 55% респондентов уверены, что инвесторы перестанут играть с рублевым кэрри-трейдом — стратегией, позволяющей зарабатывать на разнице процентных ставок в разных странах. Ее суть сводится к следующему: игрок берет в долг в стране с «дешевыми» деньгами — например, в США или в каком-то государстве ЕС примерно под 1% годовых, а затем вкладывает средства в рублевые активы, дающие куда большую доходность (например, облигации федерального займа с показателем от 7%). Высокая ключевая ставка ЦБ (8,5% годовых) всё еще делает кэрри-трейд привлекательным и поддерживает спрос на российскую валюту. Игры с рублем привели к его переукреплению, отклонению от фундаментально обоснованных величин. Эксперты считают, что спекулятивный интерес к рублю остынет именно в 2018 году.

По оценке Тихомирова, игроки в кэрри-трейд вложили в российскую валюту $15–18 млрд. На данный момент именно спекуляции являются основным драйвером курса рубля, добавляет он. «Ожидания [исхода из кэрри-трейда] связаны с повышением ставки ФРС», — поясняет экономист. Разумеется, ужесточение монетарной политики в США сделает спекуляции менее привлекательными, поскольку разница в доходности уменьшится. Ставка Федрезерва равна 1,25% годовых, что значительно меньше, чем у Банка России. При этом, говорит Тихомиров, при росте процентных ставок в США на 25–50 базисных пунктов потенциал для игры с рублем сохранится. Также не стоит забывать о том, что Центробанк медленно, но неуклонно уменьшает ключевую ставку. Два этих разнонаправленных процесса — в России и в Соединенных Штатах — в будущем могут уменьшить доходность от спекуляций.

— Кэрри-трейд в рубле может начать постепенно сворачиваться не раньше середины 2018 года. Одной из причин будет продолжение повышения процентных ставок Федеральной резервной системой США и параллельное постепенное снижение ставок ЦБ России. Это приведет к сужению спреда доходности, — прогнозирует Сергей Дроздов. Игра с рублем завершится, когда разница ставок упадет ниже 5%, добавляет начальник управления по работе с состоятельными клиентами инвесткомпании «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Хохрин.

Рано или поздно кэрри-трейд перестанет быть важнейшим фактором устойчивости рубля. ФРС и Европейский центральный банк поднимут ставки, Банк России — понизит. И далеко не всем странам удалось легко пережить выход спекулянтов из игры, о чем свидетельствует обвал валют развивающихся стран, наблюдавшийся в течение 2014–2016 годов. В 2018-м под ударом окажется и рубль.зком старте

Но уже в конце нынешнего года российскую валюту ждет падение, полагают специалисты. Владимир Тихомиров считает, что к концу 2017-го курс рубля останется относительно стабильным и лишь немного ослабнет: доллар будет стоить 60 рублей, евро — 72 рубля (сейчас — выше 67 рублей) при цене на нефть $57–58 за баррель. Геополитические и макроэкономические риски России в ближайшие месяцы удастся удержать под контролем, уверен он. Похожего прогноза придерживается Юрий Кравченко из «Велес Капитала»: 60 и 70 рублей за доллар и евро соответственно. «На конец текущего года, по моему мнению, российская валюта будет торговаться в районе 59–60 рублей за доллар и 69–71 рубля за евро на фоне более низких цен на нефть и ожиданий ужесточения санкций со стороны США», — заключает Сергей Дроздов.

Период относительно стабильного и крепкого рубля близок к концу. Правительство ждет ослабления национальной валюты, в пользу плавной девальвации говорят и несколько других факторов. Среди них — возможное ухудшение конъюнктуры на нефтяном рынке и ужесточение санкционного режима против России. Их влияние станет ощутимым в конце 2017 года. Но главную опасность для позиции рубля представляют спекулянты, которые, как ожидается, перестанут с ним играть в 2018-м.у

К 2035 году, то есть через 18 лет, номинальный курс доллара превысит 84 рубля (текущая отметка — вблизи 58 рублей). Такая информация содержится в долгосрочном бюджетном прогнозе Минфина. Это консервативный сценарий, в который заложена цена нефти марки Urals $45,30 за баррель (сейчас — $50,55), а также сохранение структурных ограничений в российской экономике.

Здесь важно подчеркнуть два момента. Во-первых, подобные длительные прогнозы  почти никогда не сбываются и, с большой вероятностью, Министерство финансов еще не раз пересмотрит свои ожидания. Они нужны лишь как некий ориентир на много лет вперед. С этой точки зрения документ ведомства Антона Силуанова необходим правительству для внутреннего пользования. Аналитик «Финама» Сергей Дроздов отмечает, что с помощью долгосрочного прогноза Минфин пытается учесть и снизить риски при планировании бюджета. Тем не менее такая попытка не имеет никакой практической ценности, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. «Прогнозы на год, как правило, оказываются неверными, что говорить о сроке в 18 лет», — комментирует он.

Во-вторых, даже с учетом всей неточности и приблизительности прогноза (за несколько лет экономическая ситуация в России и мире может кардинально измениться), очевидно, что правительство ждет ослабления рубля (несмотря на заверения в сохранении стабильного реального эффективного курса на протяжении многих лет). Снижение курса национальной валюты упрощает задачу сведения бюджета и сокращения его дефицита. Кроме того, плавная девальвация помогает процессу импортозамещения. По оценке главы Минпромторга Дениса Мантурова, на текущий момент для отечественных предприятий, пытающихся конкурировать с иностранными, оптимальным является курс доллара в 62 рубля. Министр сельского хозяйства Александр Ткачев прямо говорил, что 57 рублей за доллар (примерно столько он стоил в июне) — удар по российской экономике. Бизнес-омбудсмен Борис Титов обвинял ЦБ в сохранении слишком высокой ключевой ставки, которая, по его словам, удерживает рубль от снижения и мешает предпринимателям развивать свое дело. Таким образом, сформировался консенсус относительно будущего национальной валюты: ей прописано медленное, но постоянное ослабление.

С конца 2014 года рубль находится в свободном плавании. Тогда Банк России перестал сжигать золотовалютные резервы на поддержание искусственного курса. С тех пор множество факторов оказывают на него влияние. Пока национальная валюта остается относительно стабильной. Но действие этих факторов может привести к тому, что падение курса начнется в конце 2017 года и ускорится в 2018-м.

Традиционно цена на нефть считается ключевым параметром, определяющим динамику курса рубля. С начала сентября стоимость эталонного сорта Brent поднялась с $52,8 до $56,6 за баррель (данные Лондонской биржи ICE на 4 октября), или более чем на 7%. Сам нефтяной рынок находится под влиянием множества факторов, которые одновременно давят и приподнимают котировки: действие глобальной сделки ОПЕК+ по сокращению добычи (визит делегации Саудовской Аравии в Москву, к примеру, подтолкнул цены на нефть и курс рубля вверх, поскольку глава минэнерго королевства позитивно оценил результаты сделки); одновременный рост добычи в Ливии и Нигерии, входящих в картель, но не присоединившихся к соглашению об урезании производства; данные о запасах сырья в США; возможная нефтяная блокада Иракского Курдистана и т.д.

По словам начальника отдела анализа банков и денежных рынков инвестиционной компании «Велес Капитал» Юрия Кравченко, цены на нефть являются достаточно волатильным фактором, который может как поднять, так и опустить рубль. Старший аналитик по финансовым рынкам Райффайзенбанка Денис Порывай, в свою очередь, констатирует, что нефть остается  важнейшим фактором, влияющим на курс национальной валюты.

В июле МВФ ухудшил прогноз по нефтяным ценам на 2017 год с $55,23 до $51,90 за бочку. Международное рейтинговое агентство Fitch ожидает, что котировки будут оставаться ниже отметки в $60 за баррель длительное время.При этом влияние сделки ОПЕК+ на рынок останется ограниченным, уверены в Goldman Sachs. Ухудшение конъюнктуры на рынке нефти лишит рубль важной опоры. Но, как уже было сказано, сырьевые котировки подвержены сильным колебаниям.

Другой, более стабильный, фактор влияния на российскую валюту — геополитическая ситуация и связанный с ней санкционный режим.«Ослабление рубля, кроме неблагоприятной конъюнктуры на нефтяном рынке, может вызвать введение нового пакета санкций США против финансового сектора России, которое должно быть объявлено до конца текущего года», — говорит Сергей Дроздов из «Финама». Действительно, 28 ноября антироссийские ограничительные меры Соединенных Штатов начнут действовать. Они, в частности, предполагают сокращение сроков финансирования банков России, попавших в черный список, с 30 до 14 дней.«Скорее всего, санкционный режим будет действовать в течение нескольких лет, что, в свою очередь, окажет негативное влияние на инвестиционный климат в стране», — констатирует Дроздов. Владимир Тихомиров из БКС также считает, что санкции способны надавить на курс рубля. Также на стоимости российской валюты негативно скажется разворот в кэрри-трейде, полагает эксперт.

Уже в 2018 году рубль перестанет быть одной из самых привлекательных мировых валют для спекуляций. Об этом свидетельствует опрос Bloomberg, в котором приняли участие 22 экономиста. 55% респондентов уверены, что инвесторы перестанут играть с рублевым кэрри-трейдом — стратегией, позволяющей зарабатывать на разнице процентных ставок в разных странах. Ее суть сводится к следующему: игрок берет в долг в стране с «дешевыми» деньгами — например, в США или в каком-то государстве ЕС примерно под 1% годовых, а затем вкладывает средства в рублевые активы, дающие куда большую доходность (например, облигации федерального займа с показателем от 7%). Высокая ключевая ставка ЦБ (8,5% годовых) всё еще делает кэрри-трейд привлекательным и поддерживает спрос на российскую валюту. Игры с рублем привели к его переукреплению, отклонению от фундаментально обоснованных величин. Эксперты считают, что спекулятивный интерес к рублю остынет именно в 2018 году.

По оценке Тихомирова, игроки в кэрри-трейд вложили в российскую валюту $15–18 млрд. На данный момент именно спекуляции являются основным драйвером курса рубля, добавляет он. «Ожидания [исхода из кэрри-трейда] связаны с повышением ставки ФРС», — поясняет экономист. Разумеется, ужесточение монетарной политики в США сделает спекуляции менее привлекательными, поскольку разница в доходности уменьшится. Ставка Федрезерва равна 1,25% годовых, что значительно меньше, чем у Банка России. При этом, говорит Тихомиров, при росте процентных ставок в США на 25–50 базисных пунктов потенциал для игры с рублем сохранится. Также не стоит забывать о том, что Центробанк медленно, но неуклонно уменьшает ключевую ставку. Два этих разнонаправленных процесса — в России и в Соединенных Штатах — в будущем могут уменьшить доходность от спекуляций.

— Кэрри-трейд в рубле может начать постепенно сворачиваться не раньше середины 2018 года. Одной из причин будет продолжение повышения процентных ставок Федеральной резервной системой США и параллельное постепенное снижение ставок ЦБ России. Это приведет к сужению спреда доходности, — прогнозирует Сергей Дроздов. Игра с рублем завершится, когда разница ставок упадет ниже 5%, добавляет начальник управления по работе с состоятельными клиентами инвесткомпании «Церих Кэпитал Менеджмент» Андрей Хохрин.

Рано или поздно кэрри-трейд перестанет быть важнейшим фактором устойчивости рубля. ФРС и Европейский центральный банк поднимут ставки, Банк России — понизит. И далеко не всем странам удалось легко пережить выход спекулянтов из игры, о чем свидетельствует обвал валют развивающихся стран, наблюдавшийся в течение 2014–2016 годов. В 2018-м под ударом окажется и рубль.

Но уже в конце нынешнего года российскую валюту ждет падение, полагают специалисты. Владимир Тихомиров считает, что к концу 2017-го курс рубля останется относительно стабильным и лишь немного ослабнет: доллар будет стоить 60 рублей, евро — 72 рубля (сейчас — выше 67 рублей) при цене на нефть $57–58 за баррель. Геополитические и макроэкономические риски России в ближайшие месяцы удастся удержать под контролем, уверен он. Похожего прогноза придерживается Юрий Кравченко из «Велес Капитала»: 60 и 70 рублей за доллар и евро соответственно. «На конец текущего года, по моему мнению, российская валюта будет торговаться в районе 59–60 рублей за доллар и 69–71 рубля за евро на фоне более низких цен на нефть и ожиданий ужесточения санкций со стороны США», — заключает Сергей Дроздов.