Дэвид Экс: Эра F-35 станет закатом превосходства США в воздухе
Если верить радостным сообщениям в американских СМИ, касающимся истребителя F-35, крупнейший, самый дорогостоящий и крайне противоречивый проект Пентагона преодолел все трудности, но на деле ситуация выглядит иначе, пишет военный обозреватель портала War Is Boring Дэвид Экс.
Аналитик отмечает, что ценник на разработку, производство и введение в эксплуатацию F-35 действительно постепенно снижается до $1 трлн, поэтому производить воздушное судно становится легче. Кроме того, постоянно поступают новости об успешно пройденных тестах, приводят перевод колонки РИА Новости.
— Реализовать проект многоцелевого истребителя-бомбардировщика F-35 Joint Strike Fighter (JSF), способного обходить вражеские радары и наносить удары по наземным и воздушным целям, сейчас трудно как никогда. Позитивными новостями нельзя скрыть фундаментальные изъяны в проектировании самолета, — пишет Дэвид Экс.
Неполноценность F-35 стала очевидна после выхода в 2008 году доклада специалистов аналитического центра RAND, известного связями с ВВС США. Аналитики Джон Стиллион и Гарольд Скотт Пердью провели компьютерное симулирование боевого столкновения между единицами ВВС и ВМС Китая и силами острова Тайвань. По такому сценарию Китай быстро расправляется с устаревшими тайваньскими ВВС и завоевывает воздушное пространство, а затем в бой вступают американские истребители, базирующиеся в Японии и на острове Гуам.
Согласно данной модели, замечает Дэвид Экс, 72 китайских истребителя патрулируют Тайваньский пролив, и лишь 26 американских боевых самолетов, выбравшихся из-под ракетного обстрела со стороны КНР, в состоянии пойти на перехват. Среди них находятся 10 двухдвигательных реактивных истребителей F-22, которые тут же расходуют весь свой запас боеприпасов, и тогда против Военно-воздушных сил Китая остается лишь 16 меньших по размеру однодвигательных F-35. Математическая модель перекрестного огня в рамках боя один-в-один дает неутешительные результаты для F-35, и в итоге США проигрывают войну в воздухе.
Эксперты отмечают, что JSF уступает оппонентам в ускорении, скорости набора высоты, в максимальной и в угловой скорости.
Проблемы F-35 связаны с запросами основных заказчиков военного судна, добавляет эксперт интернет-портала. Так, в Корпусе морской пехоты США придумали превратить JSF в реактивный самолет вертикального взлета и посадки, вроде вертолета, что, по мнению морских пехотинцев, добавило бы истребителю эксплуатационной гибкости. Тем не менее, в бою это редко приносит ощутимые результаты. Во многом из-за таких запросов F-35 стал тяжелым самолетом с плохообтекаемым кузовом. JSF не так быстр, как, например, F-16, и не столь мощен, как A-10.
— Если раньше мощным американским боевым истребителям, создававшим для Пентагона относительное стратегическое преимущество перед любым противником, не было равных в боях один-в-один, то в ближайшие десятилетия воздушный арсенал ВВС уступит воздушным флотам любых стран, располагающих российскими или китайскими моделями, — подмечает аналитик. Ирония ситуации заключается в том, что зачастую истребители России и КНР являются улучшенными версиями F-35, лишенными основных его недостатков.