Евгений Ревенко: Украина и Сирия стали тяжелыми вызовами для журналистики
Пропустить через себя тысячи людских проблем и остаться неравнодушным к чужому горю и счастью — в этом видит задачу журналиста депутат Государственной Думы Евгений Ревенко, знакомый российскому зрителю как экс-ведущий итогового выпуска новостей на федеральном канале «Россия». О вызовах, которые угрожают профессии журналиста, он рассказал молодым журналистам на форуме «Таврида» в Крыму. RIA56 публикует часть его беседы с журналистами.
‒ На время моей работы на ВГТРК пришлось сразу несколько самых тяжелых информационных вызовов, с которыми столкнулась наша журналистика. Это освещение зимней олимпиады 2014 года в Сочи, кризис и гражданская война на Украине, боевые действия на территории Сирии.
В 2014 году произошла боевая потеря в нашей редакции. На юго-востоке Украины не погибла наша съемочная группа. Не стало Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Я никогда не забываю об этих ребятах, поскольку я являлся их руководителем. С Игорем мы каждый день обсуждали наши творческие планы. Пожалуй, день, когда пришло известие о гибели ребят, стал самым страшным в моей жизни. Не было так страшно даже в 1996 году, когда боевики в Чечне поставили меня к стенке и готовились расстрелять. Это не так страшно, как узнать о гибели своих товарищей.
Второй тяжелый вызов – это кампания в Сирии. На годы моего руководства редакцией информационных программ пришелся и этот вызов. Именно глазами операторов ВГТРК наша страна и весь мир впервые увидели кадры ракетных и бомбовых ударов по боевикам.
Работы была очень тяжелая и ответственная. Я нес и человеческую, и профессиональную ответственность за тех людей, которых направляли в командировку в горячие точки. Пожалуй, еще никогда в новейшей истории журналистика не сталкивались с такими вызовами, с которыми пришлось работать мне и моим коллегам.
Когда я пришел работать в телекомпанию НТВ, мне прямо задали вопрос: ты готов, если потребуется, поехать в зону боевых действий? Мне так хотелось работать в этой телекомпании и совершенствоваться в журналистике, что, понимая всю опасность, согласился немедля. Хотя я никогда не стремился стать военным журналистом. Заставлять в этой ситуации никого нельзя. Корреспондент сам должен принимать такие решения.
Первый раз меня отправили в горячую точку в июле 1996 года. Я попал в настоящую переделку, когда боевики захватили Грозный.
Профессия журналиста изначально мирная. У нас никогда не было касок и бронежилетов, но мы ими обзавелись. Вопрос отправки корреспондента и съемочной группы в горячую точку – это всегда тяжелый вопрос для тебя как для руководителя. Я лично примеряю и проверяю в своем кабинете все бронежилеты и каски для корреспондентов. Это очень высокая ответственность, и нужно просчитывать массу вариантов. В таких вопросах, особенно в ходе сирийской кампании, очень важным является взаимодействие СМИ с Министерством обороны РФ, силовыми структурами. Кроме всего прочего, эта работа связана с соблюдением определенных ограничений в распространении информации, поскольку часто мы являемся носителями государственной и военной тайны.