Новейшую российскую ракету назовут казахским именем «Сункар»
Ракета-носитель среднего класса, разработка которой предусмотрена действующей Федеральной космической программой в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс», получит казахское имя «Сункар» (по-русски — «Сокол»).
Как передает газета «Известия» в аэрокосмическом комитете министерства по инвестициям и развитию республик Казахстан (Казкосмос), казахское имя для ракеты было выбрано потому, что этот носитель будет составной частью российско-казахского космического ракетного комплекса «Байтерек». Идея проекта в том, что Казахстан обеспечит на Байконуре стартовую позицию и наземную инфраструктуру для комплекса, а Россия создаст ракету, которую с помощью этого комплекса будут готовить к старту и запускать в космос.
— Мы подумали, что «Сункар» будет подходящим именем для новой красивой ракеты, которая, мы уверены, будет еще и прекрасно летать, — сообщили «Известиям» в Казкосмосе. — Птица сокол занимает особое место в культурных традициях нашей страны. Одним из наследуемых из поколения в поколение народных искусств Казахстана является соколиная охота. Это древнее искусство зарождалось именно у нас, его традиции сохраняются и обеспечивают особое место, особое отношение к птице соколу в национальной культуре. Для нас сокол — это символ стремительности, точности, неустрашимости. Мы признательны российским партнерам за то, что они представили нам право дать ракете такое имя. И очень рады, что столь важный для развития наших дружественных отношений проект, как «Байтерек», будет реализован с использованием новейших технологий, которые будут служить казахстанскому и российскому народам.
У проекта «Байтерек» непростая судьба. В 2004 году Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по эффективному использованию комплекса «Байконур», которым было предусмотрено создание новых экологически безопасных ракетных комплексов для последующего поэтапного сокращения эксплуатации ракет «Протон». С этой целью стороны договорились, что они разрабатывают и создают на космодроме Байконур комплекс «Байтерек» с высоким уровнем экологической безопасности на базе российского ракетно-космического комплекса «Ангара».
В 2005 году правительство Казахстана выделило созданной компании «Байтерек» бюджетный кредит в размере $223 млн. Предполагалось, что на эти средства казахстанцы и построят стартовый стол. Но когда «Роскосмос» доделал «Ангару» и был готов построить на Байконуре стартовый стол, выяснилось, что этих денег не хватит. В 2011 году Российское космическое агентство уведомило Казахстан, что строительство наземного комплекса для «Ангары» будет стоить $1,6 млрд. В Казахстане таких денег тратить не захотели, и в скором времени партнеры придумали менее затратный вариант реализации «Байтерека»: они решили взять уже существующий носитель «Зенит», передать Казахстану его стартовый комплекс и так начать совместную деятельность. В результате Казкосмос мог бы вести самостоятельную космическую деятельность: искать клиентов на пусковом рынке, проводить старты в своих интересах. Россия обеспечивала бы ноу-хау, обучение специалистов и поставляла бы ракеты. Но такой вариант тоже не сработал: «Зениты» собирали в украинском Днепропетровске (из российских комплектующих), и развал украинской промышленности, случившийся в последние годы, привел к тому, что «Зениты» выпускаться перестали. На этом проект «Байтерек» заглох, казалось, окончательно, но тут в Центре Хруничева решили модифицировать ракету «Протон». Чтобы начать запуски новой ракеты с Байконура, этот вопрос нужно было согласовать с руководством Казахстана. А они напомнили «Роскосмосу» про «Байтерек». Россияне предложили вариант с новой ракетой, и казахстанских партнеров он устроил.