Русские самолеты в Африке: как последние продажи Минобороны изменят расклад сил в арабском мире
Переговоры между Рабатом и Москвой нацелены на укрепление боеспособности марокканской армии, улучшение ее оборонного арсенала при помощи передового оружия из различных источников.
По словам марокканских источников, высокопоставленные военные из Марокко посетили Россию с визитом для проведения переговоров по беспрецедентной сделке с оружием. Заключение этого контракта между Рабатом и Москвой изменит стратегический баланс сил в регионе, простирающемся от Гибралтарского пролива вглубь Африки через Сахель и Сахару, в пользу вооруженных сил королевства, пишет Аль-Араби.
Как сообщила марокканская газета «Аль-Масаа», ряд генералов из Королевских вооруженных сил (RAF), корпуса связи и Королевского флота посетили Москву, чтобы обсудить возможность подписания сделки по приобретению российской подводной лодки «Амур-1650», которая характеризуется высокой боевой эффективностью, а также бомбардировщиков «Су-34».
Российские СМИ считают, что переговоры между Рабатом и Москвой о сделке направленные на развитие боеспособности марокканской армии и оснащение ее оборонного арсенала современным оружием из разных источников, достигли значительных успехов на пути к заключению окончательного соглашения.
Новость об этих переговорах не была большой неожиданностью для экспертов по политике королевства, поскольку разговоры о возможной сделке начались еще в марте прошлого года, сразу после успешного визита марокканского короля Мохаммеда VI в Россию, которое было посвящено укреплению стратегического партнерства между двумя странами в свете геополитических изменений в регионе.
В то же время сообщения о вступлении Марокко в переговоры с Россией по закупке новейших видов оружия, включая подводную лодку «Амур-1650» и передовую подводную ракетную систему «С-80», были частью общей политики марокканского монарха, нацеленной на расширение и диверсификацию круга партнеров страны.
Однако время, выбранное для того, чтобы сообщить о возобновлении этих переговоров влечет за собой политические интерпретации, продиктованные новыми региональными расчетами и уравнениями, которые соответствуют темпам региональных и международных изменений.
Так, возобновление переговоров совпало с рядом важных процессов, которые в последнее время разворачиваются на политической арене. Среди них три процесса, которые стали поворотным моментом, а также вызвали беспокойство в связи с решимостью Марокко продолжать защищать свои интересы всеми возможными способами.
В первую очередь, речь идет о систематической информационной кампании против Марокко. Политические цели кампании уже известны — это дестабилизация положения королевства на региональном и международном уровнях, которое начало укрепляться благодаря стратегическому решению марокканского короля Мохаммеда VI вернуться в Африку.
Параллельно с этим в СМИ разворачивается кампания, связанная с правовыми проблемами, стоящими перед королевством. Имеются данные о том, что проблема Западной Сахары лежит на повестке дня администрации США и зависит от политической позиции ряда членов Конгресса, которые пытаются подорвать территориальную целостность Марокко и его суверенитет в южных провинциях, включая марокканскую Сахару.
Журнал Foreign Policy ссылается на сенатора от Республиканской партии Джеймса Айнхофа, которого описывает как «хорошо известного защитника позиции Полисарио в конфликте вокруг Западной Сахары». Айнхоф требует от администрации президента Трампа занять более жесткую позицию в отношении этого конфликта, прежде чем соглашаться на назначение академика Джона Питера Фама на должность секретаря по делам Африки в Государственном департаменте.
Если первые два процесса имеют большое значение в контексте возобновления переговоров между Марокко и Россией по сделке с оружием, то значение третьего события на этом фоне еще более очевидно. Так, Марокко стало активно заниматься укреплением своих позиций на региональном и международном уровнях посредством расширения и диверсификации круга своих партнеров.
Это событие связано с недавними заявлениями министра иностранных дел и международного сотрудничества Марокко Нассера Буриты, в которых он подчеркнул, что отношения между его страной и Алжиром «зашли в тупик на всех уровнях».
Как он заявил в интервью, опубликованном в международном еженедельном журнале Jeune Afrique, отношения между Марокко и Алжиром не получают никакого развития, и координация зашла в тупик. Министр добавил, что Алжир развернул ожесточенную дипломатическую и информационную кампании против Марокко, после того как в июле прошлого года страна заявила о своем намерении вернуться в сообщество африканских государств.
Кроме того, ухудшающаяся ситуация в регионе Сахеля и Сахары беспокоит страны региона из-за возможного перемещения угроз. Марокко считается одной из стран, которая борется с угрозами в сфере безопасности, исходящими от террористических организаций.
Учитывая все три процесса, указанные выше, стремление Марокко углубить отношения с Россией на данном этапе может быть истолковано не только с точки зрения желания заключить сделку о покупке оружия для изменения баланса сил в отношениях с Алжиром, который пытается достичь военного превосходства над королевством, используя свой огромный нефтяной потенциал. Еще одним объяснением может стать то, что Марокко стремится извлечь политическую выгоду, нейтрализовав позицию Москвы по конфликту вокруг Западной Сахары.
Рабат осознает, что Алжир в настоящее время находится в состоянии политической неопределенности, которая вызвана нынешним государственным кризисом в стране и проблемами в сфере безопасности, а значит, может свернуть свои внешнеполитические амбиции, сосредоточившись на более важных проблемах, стоящих перед государством.
На основании этого марокканскому руководству было необходимо сделать политические заявления, которые бы содержали послания дипломатического характера, и с их помощью способствовать изменению регионального и международного балансов. Именно это было целью Марокко, когда оно выбирало подходящее время для того, чтобы сообщить о возобновлении переговоров между Рабатом и Москвой по военной сделке.
Очевидно, что послания Марокко достигли своих целей, что еще раз продемонстрировало гибкость внешней политики королевства с точки зрения стратегических аспектов. Король Мохаммед VI часто фокусировал свое внимание на этих аспектах в своих выступлениях, говоря о своем видении будущих отношений, основанных на необходимости диверсификации партнеров и укрепления отношений с крупными международными державами без ущерба для традиционных союзников Марокко.