Менсур Акгюн: Турция не сможет закрыть проливы для российских судов

Турция не сможет закрыть проливы Босфор и Дарданеллы только для российских судов. Регулирующая судоходство в них Конвенция Монтре является стратегической нитью между двумя странами и ее нарушение чревато негативными последствиями, в том числе в вопросах безопасности, считает ведущий турецкий эксперт по международному праву Менсур Акгюн, передает ТАСС.

— После 1994 года были приняты некоторые изменения (в регламент судоходства) для реализации (нефтяного) проекта Баку — Тбилиси — Джейхан и 150-метровые танкеры, признанные опасными, не пропускали через проливы. Однако впоследствии мы были вынуждены отменить это правило. Нам очень непросто противостоять политическому давлению. Схожие методы можно использовать, но вы не закроете проливы только для российских судов, — сказал Акгюн в интервью газете Haber Turk, опубликованном в воскресенье.

— Согласно Конвенции Монтре, военные корабли прибрежных стран обязаны уведомлять о проходе проливов за 8 дней. В случае отмены Конвенции это правило аннулируется. Конвенция Монтре также вносит ограничения на системы перевозимого оружия. При ее отмене не будет и ограничений. Если Монтре будет отменена, русские также будут недовольны. В целом Конвенция Монтре являет собой стратегическую нить между двумя странами, возможно, поэтому напоминание о ней может быть важным для русских в связи с кризисом, который мы переживаем, — полагает эксперт.

Конвенция Монтре о статусе проливов (Convention de Montreux) была подписана в 1936 году в Швейцарии и регулирует судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы и в Мраморном море. Она ограничивает в мирное время проход через проливы военных кораблей нечерноморских государств или прибрежных стран. Страны, имеющие выход к Черному морю, в ряде случаев могут проводить через проливы свои подводные лодки, а также крупные корабли без ограничения тоннажа при соблюдении определенных конвенцией условий.

За соблюдением конвенции следит Турция. Если она окажется в состоянии войны или под ее угрозой, то может разрешать или запретить проход через проливы любых военных судов. Если же Турция в войне не участвует, то проливы закрываются для кораблей воюющих стран.