Угольные комбайны из Ясиноватой поедут работать в Россию

В Кузбасс готовится отправиться уже четвертый с начала года комбайн НПО «Ясиноватский машиностроительный завод».

Активность ясиноватцев на российском направлении понятна. Внутреннего рынка для машиностроителей в ЛДНР все также нет или он очень мал. Стоит напомнить, что средств на поддержку угольщиков в бюджетах молодых государств не предусмотрено, поэтому, среди действующих на данный момент предприятий, остались только достаточно крупные шахты и объединения, не слишком пострадавшие от боевых действий. Но денег на техническое перевооружение нет и у них, о чем прямо свидетельствует статистика ЯМЗ. Ни одного нового комбайна шахты ЛДНР за эти годы не купили, довольствуясь капремонтами имеющегося оборудования. Исключение — КСП-35, аналогичный стоящему в цеху, который в конце прошлого года был приобретен ДТЭКом для «Свердловантрацита». Огромная машина, весом 90 тонн предназначена для ведения проходческих работ по породам, крепостью до 125 Мпа. 

Некоторое время назад ЯМЗ восстановил сервисные мощности в РФ, так что значительная часть оборудования поставляется туда уже без боязни опоздать через границы и таможни, а в рабочем режиме со складов. Но каждая отправленная машина – все равно значимое событие для коллектива. Интеграция в экономику РФ из красивого термина для этого предприятия превратилась во вполне будничное дело. Так, перед тем, как отправиться с нами в цех, генеральный конструктор ЯМЗ Константин Ломаковский докладывал директору завода Владимиру Трубчанину об участии в очередном тендере. Окончательно решение еще не оформлено, но, по мнению конструктора, заказ уйдет именно в Ясиноватую. 

По пути в цех не удержались от вопроса: как коллеги-конкуренты относятся к заводу с непризнанной территории?

— Знаете, здесь без политики, — говорит Константин Ломаковский. — Деловые отношения, борьба сугубо предложением цены и качества. Нашу технику хорошо знают в России, кроме того, завод всегда точно выполняет обязательства перед клиентами по срокам поставки, гарантийному и постгарантийному обслуживанию. Так что, ни поблажек, ни, наоборот, лишних требований, наше положение не вызывает. Мы конкурентоспособны на этом рынке, и это главное. 

— Точнее, конкурентоспособен конкретно Ясиноватский машзавод и на конкретном рынке ГШО. А насколько конкурентоспособен и интересен России Донбасс в целом, вот вопрос. В Госдуме недавно вообще прозвучало, что здесь нужно сделать музеи промышленности и постиндустриальный туризм развивать.

— Я был на выставке, где это говорилось, и, надеюсь, что Иосиф Давыдович Кобзон не имел ввиду «музеификацию» нашего промышленного комплекса как такового, — улыбается Константин Ломаквоский. — Создание подобных музеев, на самом деле, общемировая практика. Они есть и в закрытых шахтах Германии и в других странах. Но в Донбассе есть не только более чем вековая история индустриального развития, но и мощный действующий промышленный кластер, от которого зависит существование всего региона. Собственно, это мы пытались показать на выставке «Индустриальное наследие Донбасса», что есть история, есть современное тяжелейшее состояние, но есть и будущее. 

— И как воспринял это посыл российский политикум?

— На открытии были все главы парламентских фракций, много депутатов. Лично ни с кем особо пообщаться не довелось, но, по крайней мере, на словах отношение достаточно теплое. Руководители фракций Госдумы Сергей Миронов и Геннадий Зюганов говорили о поддержке Донбасса, о восстановлении региона. Но это слова, а найдут ли они какое-то отражение в реальной политике судить не мне.

Беседа коснулась и, ставших подконтрольными донецкому Минугля, шахт «Комсомолец Донбасса» и имени Засядько. В Луганске под т.н. «внешнее управление» перешли, среди прочего, мощнейшие угольные объединения «Свердловантрацит» и «Ровенькиантрацит», способные в сумме добывать в год свыше 10 млн. тонн антрацита, а также ПАО «Краснодонуголь», добывающее коксующиеся марки угля. Ранее все эти предприятия были вполне рентабельны, но как отразится перевод на их показателях, и, соответственно, способности инвестировать в производство?

— Скажем так, мы не теряем надежды на оживление местного рынка, потому что это будет означать, в первую очередь, оживление экономики региона в целом. Какие-то процессы на взятых под контроль предприятиях идут, и остается только ждать результатов. Какие они будут, и для шахтеров, и для смежников, покажет время, — не берется прогнозировать Константин Ломаковский.