Из истории рыбколхоза в Оренбуржье: И осетр ловился, и белорыбица была
Старожилы Беляевки Оренбургской области помнят, что лет сорок назад в районе был рыбколхоз «им. Седова». Ныне живущих из бывших «седовцев» в настоящее время практически не осталось. Но предприятие увековечило о себе память в названии одной из улиц райцентра – Рыбная. Именно на ней когда-то и располагалось главное здание рыбколхоза.
С чего же все начиналось? И как получилось, что эта отрасль перестала существовать в Беляевском районе?
1930-й год прошлого столетия. Чтобы прекратить «беспорядочную ловлю рыбы и браконьерство», на сходе граждан жители района приняли решение создать артель рыбаков. Председателем артели «Язь» стал Иван Солодовников. Беляевцы решили, что только такой трудолюбивый и знающий толк в хозяйстве человек может возглавить столь ответственное дело.
Едва рыбартель начала работать, как пришла нежданная беда. По навету «доброжелателей» в 1933 году Иван Яковлевич был арестован и признан виновным в том, что якобы является участником контрреволюционной организации и проводит антисоветскую агитацию. Неграмотный колхозник, радеющий за правильное использование природных богатств, пресекающий браконьерство, был оклеветан и заплатил своей жизнью за чью-то зависть. И только в ноябре 1959 года его семья получила «бумагу» о реабилитации.
В 40-е суровые годы добыча рыбы была увеличена в несколько раз. Не было у рыбаков выходных и праздников. И зимой, и летом они перевыполняли планы сдачи на 200 и более процентов. В начале 50-х годов все рыбартели, имеющиеся в Беляевском районе, были объединены в колхоз «им. Седова». В нем работали 49 рыбаков, которые умудрялись перевыполнить план по заготовке рыбы.
Именно в эти годы новый председатель рыбколхоза Иван Еюкин создал еще четыре бригады. Это было необходимо, поскольку территория рыбных угодий простиралась от Рождественки до Ильинки. При Еюкине рыбколхоз оснащается грузовиками. Одна машина на семь рыбаков. Но лошади по-прежнему остаются основным транспортом.
Основным направлением работы рыбколхоза является добыча и выращивание товарно-прудовой рыбы. Первым прудом на территории района становится пруд у села Сараузек площадью в 30 га. В ведении рыбколхоза — бригады в посёлках Красногор-Новочеркасск (бригадир Нагорный), с. Верхнеозерное (бригадир Смирнов), с. Ильинка и совхоз Кувандыкский (бригадир Маслов), п. Красно-Сакмарск (бригадир Ерофеев), с. Ново-Сакмарск (бригадир Шевцов), с. Желтое – Уливанов, с. Донское и Гипсрудник, с. Беляевка (бригадир Грушко).
За 1964 год всеми этими бригадами выловлено и сдано государству рыбы больше 800 центнеров, по 20 центнеров на каждого рыбака. Многие беляевцы помнят бригадира Семена Грушко, который в 70-е годы возглавил предприятие. С этого времени в хозяйстве начинают заниматься и сельскохозяйственным производством. Ведь для подкормки рыб нужны были зерновые. К тому времени в водоемах района становится уже мало рыбы, и чтобы увеличить ее численность, рыбаки идут на этот шаг.
Увеличивается и зона отлова — вплоть до Ириклы. А в Беляевском районе на озере Кусколь рыбаки начинают разводить прудовую рыбу. За 1970-й год получено 470 центнеров рыбы и прудовой более 88 центнеров. В 1974 году план сдачи рыбы перевыполнен, все рыбаки впервые вознаграждены денежной премией от 15 до 30 рублей каждый.
Но следующий год стал переломным для развития рыбного промысла в Беляевском районе. Всему виной — погодные катаклизмы. Сильные морозы и жаркое лето обезводили речки и озера, многие пересохли полностью. Основным местом добычи рыбы становится Ириклинское водохранилище. Впервые возникает проблема недостатка рыбы. Именно летом 1975 года впервые для жителей Беляевского района ограничена рыбалка. Принимаются меры по запрету отлова на мелкие сети в реках и полный запрет ловли рыбы в озерах и водоемах.
Большую роль в судьбе рыбколхоза сыграл председатель Григорий Коваленко. Новый руководитель не учитывал погодные условия: летняя жара и все более суровые морозы. Это все необратимо сказывается на состоянии водоемов, исчезают многие виды рыб. Следовало бы уделить больше внимания созданию плотин, а в прудах разводить больше водоемных видов рыб. Бедствием становится такое явление, как браконьерство. Хотя еще предпринимаются попытки по сохранности рыбы, особенно на озере Гирьяльском и у Пятилетки. Создаётся оперативная группа по охране и борьбе с браконьерами.
Да и рыбколхозы начинают переживать не лучшие времена. Снижается их финансирование, доходы не покрывают расходы, техника приходит в негодность. В марте 1976 г рыбаки за пять дней выловили всего лишь 13 рыбин. Годовой план в 600 центнеров был выполнен наполовину (396 центнеров) Стали возникать проблемы с кадрами. Работали, в основном, пенсионеры, а дело требовало навыков и физической подготовки. Все трудности в совокупности и привели рыбартель упадку.
В начале 80-х рыбная отрасль в Беляевском районе перестала существовать. Что привело к этому? Безусловно, и недальновидность руководителей, и природные явления, и само нерациональное использование рыбных ресурсов. Брать у природы, ничего не отдавая взамен – большая ошибка, за которую, наверное, мы продолжаем платить и по сей день. Когда-то в беляевских водоемах водились белорыбица и осетр. А теперь и карась не всегда клюет. Реки мельчают, рыба исчезает. Что будет через пару десятков лет?
В 60-е годы все рыбколхозы страны были объединены в единый Рыбколхозсоюз с центрами в Куйбышеве и Казани.
По материалам районного музея и архива.