Наталья Горбунова: Пока шла война…

В преддверии 70-летия Победы юбилейной медалью награждены бугурусланцы — участники Великой Отечественной войны и труженики тыла. Почётной награды удостоена и Наталья Михайловна Горбунова 1924 года рождения — одна из многих, приближавших желанный День Победы своим неустанным трудом.

В 1941 году Наташа Горбунова из посёлка Вишнёвка Ключёвского сельсовета окончила семилетку и начала работать в колхозе имени XVI партсъезда. Первый день войны врезался в её память на всю жизнь:

— В центре Вишнёвки остановилась машина с репродуктором. На громкое обращение к советскому народу сбежались стар и млад. Стоят, слушают, плачут от горького известия… Тут же стали вручать повестки на фронт.

Наташу вместе с другими девчатами направили в бугурусланскую школу ФЗО. А после окончания шестимесячных курсов назначили на нефтепромысел в город Похвистнево оператором.

— Дали мне койку в общежитии, поставили к мотору… А я в нём не разбиралась, — вспоминает пожилая женщина. — Приходил дядя Миша, заводил мотор. А мы, девчата, следили, чтобы работа шла без перебоев.

Тося Трибукина из Бугуруслана, Маша Токарева из Баймакова и Наташа дежурили в ночную смену, по 12 часов в сутки (Наталье Михайловне очень хочется узнать о судьбе своих подруг, у кого есть о них информация -откликнитесь!) Вместе с мотористками нёс вахту электрик Николай Мокроусов, эвакуированный из Баку.

— У нас был целый городок специалистов со стороны — электриков, бурильщиков… Чтобы обеспечить людей жильём, наспех «лепили» саманные домишки, — рассказывает труженица тыла. — У эвакуированных из крупных городов, из западных областей страны и одёжка была получше, и обувка. А мы (что в будни, что в праздники) ходили в одном и том же — спецовкой нас не обеспечивали.

Это уже в мирное время, после отмены карточек, можно было и отрез на платье купить, и консервы, — только не ленись встать пораньше, чтобы занять очередь в магазине. А в войну жили впроголодь. По рабочей карточке полагался килограмм хлеба на человека, но его получали не всегда.

— Уйдёшь на дежурство и карточку отоварить не успеешь. На другой день талон-то оторвут, а хлеб вчерашний не дадут, — горестно вздыхает Наталья Михайловна. — Мы ходили, жаловались на озорников, отвоёвывали заработанный кусок. Он был чёрный-пречёрный и жёсткий, как колотушка, но очень вкусный.

Наталья Михайловна вспоминает, что рабочим полагались мясо, рыба и масло, но этих продуктов никто не видел. Только однажды раздали по кусочку американского сыра. Да раз в месяц отоваривали конфетками-подушечками вместо сахара.

— А в 1948 году нас всех посокращали, — продолжает своё повествование бывшая мотористка нефтепромысла. — С фронта возвращались мужчины, их трудоустраивали в первую очередь, а мы становились «ненужным элементом».

Дорогих защитников Отечества — мужей, сыновей, братьев, отцов — люди с замиранием сердца ждали и в войну, и после неё. Даже получившие «похоронку» надеялись на чудо. Ждала своих братьев и Наталья. Один из них, Павел Михайлович Горбунов, военный лётчик, вернулся живым. А двое сводных братьев погибли: рядовой Трофим Фёдорович Кабанов — подо Ржевом, а старший сержант Данил Фёдорович Кабанов — в Румынии.

Фото Андрея Шаляпина