Испытание голодом: как Поволжье пережило страшные 30-е годы
В 1921–1922 годы в нашем государстве разыгралась трагедия: миллионы жителей молодого советского государства стали жертвами небывалого голода. Им было охвачено тридцать пять российских губерний – девяносто миллионов человек. Особенно пострадало Поволжье, в том числе Самарская губерния, в состав которой тогда входил и Бузулукский уезд, относящийся сейчас к Оренбургской области.
Бузулукский уезд в 1921–1922 годы
Первоочерёдной задачей в эти страшные годы стало спасение детей. Многих поместили в детские дома, часть эвакуировали в другие города. Осенью 1921 года все детские дома в городе Бузулук были переполнены – ежедневно в них поступало от 100 до 200 человек. Не хватало кроватей, мебели, посуды, одежды, постельного белья. Главной заботой персонала стало не обучение и воспитание, а обеспечение питанием, одеждой. Несмотря на предпринимаемые меры, детская смертность в Бузулукском уезде в 1920 году составляла 53 процента, в 1921 году – 56.
Приют, открывшийся одним из первых в Бузулукском уезде
Положение в кантонах
О неслыханных трагедиях в русских, башкирских, немецких сёлах свидетельствуют документы, полученные из Бузулукского архива. Из доклада руководства Ток-Чуранского кантона, который располагался на территории Александровского, Переволоцкого, Новосергиевского, Красногвардейского районов и просуществовал с 1917 по 1928 годы, стало известно о царящей здесь обстановке: «На почве голода происходит разложение масс, и дело доходит иногда до открытых грабежей с убийствами. В пищу употребляют всё: жёлуди, сусликов, лягушек». Только в одном селе Каипкулово Александровского района умерли с голоду 107 человек взрослых, 28 детей до шестнадцати лет, а 17 человек умерли в результате пыток и побоев в местном политбюро за совершённые кражи».
Юлтыевский приют
В те страшные годы в селе Юлты действовал детский дом. Сегодня свидетельство тому – лишь небольшой курган напротив нынешнего кладбища. О нём ходит много легенд. Одна из них гласит, что здесь похоронены дети из приюта, умершие от голода и эпидемий в 20-е годы прошлого века.
В июле 1921 года на съезде Ток-Чуранского кантона было прочитано письмо ВКП (б), где говорилось о том, что увеличилось число беспризорных детей, детские дома переполнены. Чтобы разгрузить их, открывали новые. С этого времени во всех официальных документах кантона появилось новое учреждение – Юлтыевский приют. Сюда привозили детей из восемнадцати деревень Юмран-Табынской волости.
К сожалению, в архиве имеются только зарплатные ведомости работников учреждения, других документов не оказалось. Почти не осталось в селе и старожилов, которые могли бы вспомнить об этом времени. Единственный оставшийся в живых участник Великой Отечественной войны Хафиз Рахматуллович Райманов рассказал, что его мама после смерти родителей была перевезена в приют и воспитывалась там до семнадцати лет. После осталась в этой деревне работать дояркой и здесь же вышла замуж.
Помощь квакеров
В эти тяжёлые годы на помощь голодающим пришли различные международные организации. Большой вклад внесло англо-американское Общество друзей (Квакеры), сокращённо ОДК, филиал которого действовал и в Сорочинске. В большом хозяйстве ОДК имелись грузовые, легковые автомобили и трактора. Продуктовая база, организованная на товарной станции Бузулука, разместилась в четырёх огромных складах. Благодаря получаемым продуктам питания люди города и сёл буквально воскресали. Ценный груз поступал большими партиями – бывали дни, когда приходило до семидесяти вагонов. Кроме продуктов, поступали одежда и обувь, лекарства, постельное бельё, мыло.
1922 год принёс людям долгожданное облегчение. К 15 июля уже сто процентов населения снабжалось пайками, массовая смертность прекратилась. Затем подошла уборка хлебов. Окончательно преодолеть последствия голода удалось только в 1925 году.