Россия возрождает производство конопли
Посевы технической конопли, необходимой для изготовления грубых тканей, увеличились на 57% по сравнению с прошлым годом и достигли 4,5 тыс. га. Об этом «Известиям» рассказали в Минсельхозе. В связи с заинтересованностью рынка в сырье, субсидирование этой отрасли будет увеличено. C 2018 года регионы, в которых традиционно выращиваются конопля и лен, смогут получать льготное кредитование на модернизацию и строительство новых перерабатывающих предприятий. Также сейчас в Минсельхозе на согласовании находится законопроект, который позволит субсидировать посевы льна и конопли за счет федерального бюджета. По словам экспертов, сейчас практически вся необходимая России конопля импортируется, и необходимо наращивать собственные мощности в десятки раз.
В России конопля возделывается в пяти регионах — это Орловская, Пензенская и Новосибирская области, Республика Мордовия и Алтайский край. Из технической культуры производят грубые ткани, канаты и веревки. Валовой сбор конопли в 2016 году составил 620 т, что на 25% больше показателей 2015 года. Но этот объем не покрывает и процента необходимого стране сырья. В 2017 году посевы культуры увеличились на 57% по сравнению с прошлым годом и достигли 4,5 тыс. га. И всё же этого недостаточно, поэтому Минсельхоз прорабатывает программу дополнительного субсидирования отрасли, рассказали «Известиям» в ведомстве.
— Учитывая желание и заинтересованность сельскохозяйственных производителей в выращивании и переработке лубяных культур, Минсельхоз инициирует и поддерживает создание новых инновационных производств по глубокой переработке конопли, — сообщили в пресс-службе ведомства. — В целях комплексного обновления предприятий по переработке льна и конопли было решено включить с 2018 года регионы, в которых эта отрасль является традиционной и экономически значимой, в механизм льготного кредитования — на модернизацию или строительство новых предприятий (в том числе по выращиванию культур).
По данным пресс-службы, современные технологии, используемые в конопляной отрасли (это выращивание, уборка и переработка), позволяют обеспечить производству высокую рентабельность. Сейчас в Минсельхозе находится на согласовании законопроект, который предлагает субсидировать за счет федерального бюджета площади посевов льна и конопли по ставке 10 тыc. рублей за 1 га.
— Это позволит обеспечить сырьем перерабатывающие предприятия и способствовать решению важных задач по развитию отечественного сельскохозяйственного производства, — добавили в министерстве.
Как отметили в ведомстве, с 2017 года «единая» субсидия на достижение целевых показателей по ряду направлений господдержки предоставляется в том числе на льноводство и коноплеводство.
По оценкам экспертов, посевы конопли увеличились даже значительнее, чем по официальным данным. По словам директора Агропромышленной ассоциации коноплеводов Альберта Попова, посевные площади выросли в этом году на 65%. Эксперт полагает, что валовый сбор культуры в 2017-м увеличится более чем в два раза. Нехватку сырья он объяснил особым отношением к конопле.
— С 60-х годов (в связи с борьбой с наркотиками) посевные площади конопли начали сокращаться, несмотря на то что в средней полосе России никогда наркотической культуры не было. Это привело к тому, что сегодня конопля практически не производится, — рассказал Альберт Попов. — Царская Россия была лидером по объемам площадей конопли и ее экспорту. Еще в СССР в 1940-м коноплей было засеяно 980 тыс. га.
По словам специалиста, сейчас главный поставщик конопляного сырья на мировой рынок — Китай.
— Там планируется довести площади посевов до 1 млн га. Во Франции коноплей засеяно 15–17 тыс. га, что также в разы отличается от показателей России. Даже в любой прибалтийской стране конопли производится больше, — отметил Альберт Попов.
Эксперт подчеркнул, что для полноценного развития коноплеводства необходимо скорректировать понятийный аппарат в российском законодательстве.
— У нас не различаются виды конопли, а их 26, что создает проблемы для сельского хозяйства, — добавил Альберт Попов.
Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин считает, что, несмотря на реальную необходимость в конопляном сырье, к вопросу увеличения посевных площадей нужно относиться осторожно, так как не исключено использование конопли в качестве наркотика.
— Отличить техническую коноплю от наркотической возможно только на этапе ее цветения, — рассказал Андрей Разбродин. — В связи с этим вопросы развития коноплеводства и переработки этого сырья должны быть в постоянном поле зрения правоохранительных и регулирующих органов, особенно в условиях упразднения ФСКН.
При этом он отметил, что у ткани из конопляного волокна есть ряд неоспоримых преимуществ.
— Износостойкость такой одежды многократно выше, чем из других тканей. Ткань из конопли практически не поддается растягиванию, что увеличивает ее долговечность, а также лучше впитывает влагу, — сказал Андрей Разбродин.