В Домбаровском районе подход к местной реке загораживают колючей проволокой и забрасывают кастрюлями

В газету "Восход" Домбаровского района пришло письмо от местной жительницы, которая рассказала о странных вещах, творящихся на местной реке Ушкатта.

«Я живу на улице Домбаровская, 20, возле речки Ушкатта. Живём мы здесь с 1949 года. Как говорится, выросла на этой улице. Всё это время ходили по берегу реки без проблем, пользовались речной водой. Речка была полноводная. Последние два года воды в реке не стало, особенно в это лето. Стали проверять, куда исчезла вода, и обнаружили, что речка выше по течению (напротив домов по улице Домбаровская, 42, 48, 52) перегорожена. Поперёк реки наложили больших камней, плиты, песок, обтянули это полиэтиленовой плёнкой и придавили её сверху здоровыми булыжниками, засыпали песком, чтобы вода не могла протечь.

Сделанные замечания остались безрезультатными. После замечаний тропинку, идущую по берегу  в этой части реки, во многих местах перетянули металлической проволокой. Убирать её, снимать пришлось с помощью плоскогубцев, настолько крепко она была прикручена. Далее выкопали на этом проходе ямки, прикрыв их травой. Накидали на тропинку в большом количестве битые стёкла, старые вёдра, кастрюли, прикрыли всё это ветками, а ещё ветки повесили на деревья, так, что чуть заденешь – ветка свалится на тебя. Если кто пойдёт по тропе в вечерние сумерки – обязательно убьётся».

М. Сарбаева.

Выехав на место, о котором сообщалось в письме читательницы, мы увидели удручающую картину. Русло реки Ушкатты, и без того стиснутое с двух сторон зарослями тальника и камыша и изрядно обмелевшее за последние засушливые годы, было действительно перегорожено в трёх местах самодельными запрудами. Для того, чтобы перегородить реку, использовали кирпичи, камни, песок и полиэтиленовую плёнку, что затрудняет течение воды в реке. Вода лишь в некоторых местах небольшими струйками перекатывает через эту искусственную преграду. Даже без специального измерения видно, что уровень реки ниже этих запруд значительно меньше.

Для чего же устроили запруду на мелеющей с годами реке Ушкатта? Одна из версий – реку перегородили подростки, чтобы образовать на реке более полноводный участок для купания. В результате река ниже запруд обмелела, и у живущих здесь возникли сложности с поливом огородов. На улице Домбаровской нет летнего водопровода с технической водой, и колодцы не у всех, река – единственная возможность полить овощи в огороде. А в Водном кодексе РФ сказано, что реки находятся в собственности Российской Федерации и являются «водными объектами общего пользования», граждане могут пользоваться ими для личных и бытовых нужд, и «при использовании водных объектов не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц».

Но не только это. Запруды на реке нарушают естественное течение реки, приводя к застою воды, следовательно, к заиливанию реки, а в будущем возможно и к гибели её.

Судя по тому, какие массивные камни были нанесены в реку, энергии у подростков достаточно. Вот бы направить её на полезное дело для всех: вместо того, чтобы перегораживать русло реки, очистить его от тальника, мусора. По словам старожилов, здесь было немало родников, их затянуло песком, илом, растительностью. Очистить их, и река вновь станет полноводной, тогда было бы и где купаться, и чем поливать огороды.

А ловушки на тропинке, ведущей вдоль берега реки, которой пользуются местные жители, и вовсе за гранью разумного. Это уже не шалость, а серьёзный проступок. Во-первых, по тому же Водному кодексу «каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них». Во-вторых, любой человек, идущий по этой тропе, не заметив натянутой проволоки, может упасть, получить при этом травмы, и даже есть риск смертельного исхода, ведь тропа идёт вдоль крутого обрыва к реке.

Это как надо воспитывать детей, чтобы они с лёгкостью могли перегородить проволокой тропу, да ещё так, чтобы она была скрыта листвой, и её не сразу можно было заметить, посыпать тропу битым стеклом, прикрыв сверху ветками! Ни в какие моральные нормы не укладывается – ставить ловушки на живого человека!

Пока мы разговаривали на берегу реки, мимо нас весёлой стайкой пробежали 12-13-летние подростки к реке купаться. Глядя на их милые, улыбающиеся лица, пыталась понять, кто же из них способен на столь аморальный проступок. Судя по возрасту, школьники, учащиеся скорее всего ближайшей второй школы. В феврале этого года учащиеся этой школы защищали проект «Добро спасёт мир!». Добро и … ловушки на тропе. Как это совместить? Или проект – это проект, а жизнь – это другое? И что может остановить детей от жестоких поступков, если взрослые потакают им в этом? Версия одного из жителей – ямки на тропе сделали бобры, ранее жившие здесь, они и запруды на реке стали делать первоначально. Если с версией о ямках можно согласиться, то с тем, что бобры натянули проволоку, натаскали в реку камни, кирпичи и полиэтиленовую плёнку, а на берег реки – битое стекло и старые кастрюли, увы, невозможно. Да и не живут они уже давно здесь.

Кстати, о старых кастрюлях… Здесь же, на берегу реки, мусорные кучи, мотки проволоки. С паводковыми водами весь этот бытовой хлам, битое стекло, павшие животные будут унесены в реку, в которой купаются ребятишки. Какие уж тут комментарии! Ясно всё и без слов. Только вот жителям, устроившим мусорные свалки на берегу реки, почему-то непонятно, что они не только захламляют реку – водный источник, и без того мелеющий год от года, но и наносят вред здоровью собственных детей и внуков.